Главная | Вход Приветствуем Вас Зритель! | Регистрация | Лента RSS Алтай Фото   Bookmark and Share
Алтай - фото мир

Алтай

– Всё вокруг первобытно, грандиозно и величаво: могучим кольцом раскинулись и ушли в беспредельную даль горы. Мягкие линии сдвинулись одна за другую, смешались в лабиринте очертаний и замкнулись в неуловимой дали воздушной лазури.
Чорос-Гуркин
Фотоальбом | Алтай | Библиотека | Дневник клуба | Новости | Викторина | Форум
Оглавление
«  Февраль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728


ОДНАЖДЫ... — история одного дня или события. Фотографии событий. Короткие походные истории.

ЛЮБОПЫТНОЕ — самое интересное, удивительное место или любопытный факт.

ИССЛЕДОВАНИЕ АЛТАЯ — научный поиск, новые факты и забытые открытия.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ — фотографии из прошлого, события минувших дней или параллель с современностью.

АКТУАЛЬНОЕ — фотографии и материалы по проблемам экологии, исторического наследия, культуре.

ЕСТЬ ВОПРОС — желаете задать вопрос и узнать ответ, к примеру – Как называется это растение?

КРИТИКА — учитесь фотографировать, желаете повысить свое мастерство, нужны советы и критика.

ЛЮБИМОЕ МЕСТО НА АЛТАЕ — рассказы об отдельных любимых местах на Алтае.

ОТКРЫТКИ — открытки и поздравления, к праздникам и дням рождения. Коллекционные открытки.


Дневник клуба Алтай-Фото » Исторический факт

Первое путешествие к Белым горам

Автор: Rain


  Я расскажу о своей первой поездке из Новосибирска в Курай. Состоялась она летом 1971 года. Тогда мне не исполнилось ещё семи лет. Это было уже не первое моё посещение Горного Алтая. Родители с раннего возраста брали меня в подобные поездки. Годом ранее мы путешествовали по Алтаю, ездили в Манжерок и на Чемал. Останавливались на чемальском водохранилище, гуляли по окрестностям, осматривали достопримечательности: ГЭС, Козью тропу, рыбачили. Надо сказать, что туристов в тех местах тогда практически не было. Лишь отдыхающие из санатория катались на лодках, да иногда встречались на Козьей тропе. Путешествие к Белым горам, несмотря на мой детский возраст, сильно врезалась в память. Так далеко и так надолго я уезжал в первый раз. Компания собралась чисто мужская, мой отец, я, друг отца и ещё двое пацанов 10 и 11 лет. Транспортные средства это наш козлик ГАЗ 67Б и мотоцикл Урал.
 
 
  Нужно отметить, что дороги в ту пору сильно отличались от современных. Чуйский тракт начинался от Бийска. Из Новосибирска до Барнаула ехали по хорошей бетонке. Газик бойко стучал колёсами по стыкам бетонных плит, отец выжимал целых 80 километров в час. А вот от  Барнаула до Бийска прямой дороги не было. Существовал грунтовый тракт, без всякого щебеночного покрытия, который вилял от деревни к деревне. В жару неимоверная пыль, а если пройдет дождик, то дорога превращалась по цвету в некое подобие шоколадного торта, только вместо шоколада покрытого жирным черноземом. Вот здесь и выручали незаурядные внедорожные способности нашего козлика, а мотоцикл двигался за нами на длинной верёвке. Была ещё одна интересная особенность Бийско-Чумышской возвышенности, по которой пролегала дорога. В те края на редкие заправки нечасто завозили 72-й бензин, а довольствовались 66-м. Залить такой бензин в бак автомобиля было равносильно выкручиванию одной свечи из цилиндра двигателя. Машина ехала, но в мало-мальскую горку приходилось переключаться на низкие передачи. За один световой день, таким темпом, из Новосибирска до Бийска добраться было невозможно. Ставили палатки и ночевали где ни будь в районе села Троицкого.
 
  От Бийска начинался настоящий Чуйский тракт! Асфальт почти до Семинского перевала, запах предгорий и мутно-белая Катунь проглядывающая сквозь шеренги тополей. В ту пору Чуйский тракт чуть не от самого Бийска и до Маймы был обсажен тополями. Едешь в тени по бесконечной аллее, наслаждаясь видами и запахом предгорий! Но, уже тогда дорогу спрямляли, освобождали от опасных поворотов, поднимали и расширяли. Летом ремонт Чуйского тракта был как данность. Я и сейчас с теплым чувством вспоминаю то время, когда проезжаю мимо сохранившегося старого участка дороги, заросшего тополями.
 
  Майма, Манжерок, дорога проходит вдоль вздувшейся от тающих ледников и дождей  Катуни. Река, затопив прибрежные кусты, тяжело переливается через камни-пороги. Тёплый ветер заносит в открытый оконный проем запахи гор. Вот и Усть Сёма, дальше Чемальский тракт - сносная щебёнка, петляющая между громадных камней или прорезающая сосновые леса.  Проезжаем турбазу Катунь. На пути, перед селом Аскат длинный бом, дорога пробита по краю обрыва. Останавливаемся возле памятника в повороте на краю пропасти. С этого места в реку улетел грузовик. Мы, пацаны кидаем камни. Изо всех сил, что бы добросить до воды. Бесполезно! Кажется, что река рядом, но высота скрадывает расстояние.
  Едем дальше, удивляемся деревянному висячему мосту через Катунь.
 
 
 Проезжаем Элекмонар, вот и Чемал.
 
 
Ставим лагерь на берегу Чемальского водохранилища.
 
Моя обязанность следить за костром.
 
  Загораем, купаемся, ходим за водой к родникам, что ниже ГЭС. Любуемся слиянием Чемалки и Катуни. Две воды прозрачная и мутная.
 
 
  Традиционная прогулка по Козьей тропе. Плачь-скала, щёки Катуни.
 
 
  Причудливые скалы, торчащие из воды.
 
 
    Безмятежно отдыхаем пару дней и снова в путь. Проезжаем в сторону Еланды. Дорога узкая, опасные прижимы над рекой.
 
 
  Любуемся нетронутой природой, собираем дикий лук и букет красивых горных цветов, которые в изобилии растут в этих местах.
 
 
  Едем обратно до Усть Сёмы, поворачиваем к мосту через Катунь.
 
 
  И далее по Чуйскому тракту к перевалам.
 
 
  Начинается самое интересное  для меня, да и для многих членов экспедиции. Мои родители бывали раньше за перевалом, а я Семинский увидел в первый раз. Буйство растительности, могучие кедры и поля огоньков в разгар лета. Где то в районе села Шебалино асфальт заканчивается, и дальше идет дорога под названием ”стиральная доска” на которой газик в полной мере проявляет свои козлячие наклонности.  На вершине перевала кусочек асфальта, стела посвященная двухсотлетию присоединения Алтая к России и табор цыган, непонятно как там оказавшихся. 
 
 
  Спуск с Семинского среди громадных корявых лиственниц.
 
 
 Сворачиваем в урочище Мухорта.
 
 
  Вокруг кедры, огоньки и здоровенные кусты марьиного корня.
 
 
Разбиваем лагерь в кедраче, палатки ставим на подстилке из переработанных шишек.
 
 
  Затем Туэкта, громадные, еще недавно разрытые курганы в долине Урсула от которых веет древностью. Проезжаем Онгудай и в ущелье, по которому течет Урсул останавливаемся на поляне возле реки. Громадный камень-скала и омут под ним. Ставим лагерь, ночуем, завтра нас ждет Чике Таман.
 
  Чике Таман. Остановка перед перевалом, проверка машины, доливка воды в радиатор. Дорога через перевал местами односторонняя с карманами для разъезда со встречным транспортом. Машины на Чуйском тракте в основном грузовые, то лес везут, то уголь. А больше всего бензовозы. В то время с соседним Китаем у нашей страны были напряженные отношения. Готовились базы, завозилось топливо в хранилище в Курае и для наших частей в Монголию. Колонна военных топливозаправщиков медленно ползет вверх. ЗИЛы с поднятыми капотами на нижней передаче натужно гудя штурмуют перевал. Дверь открыта, водитель стоит на подножке, что бы видеть дорогу, одной рукой держится за дверь, второй сжимает баранку. Обогнать такую колонну на узкой дороге невозможно, приходится тянуться вместе с ней. И остановиться, сломаться тоже нельзя, тогда перевал встанет. Пыль, жара и смог от машин. Картину дополняют искореженные, сгоревшие остова бензовозов, слетевшие в пропасть зимой на скользкой дороге. Медленно поднимаемся, переезжая недавние промоины, объезжая оползни по краю обрыва. Вот и последний узкий и прямой участок дороги перед вершиной перевала. Небольшая площадка, где можно постоять. Бензовозы по очереди останавливаются, закрывают капоты и колонна уходит вниз.
 
 
  А мы взбираемся по лестнице к беседке на скале. От чудесных видов захватывает дух. Кажется, можно часами созерцать открывшиеся дали, межгорные долины, склоны поросшие лесом. Беседка расположена так, что видно по обе стороны перевала.
 
 
  Но время идет, нужно спускаться, искать место для ночлега, ставить палатки, разводить костер и готовить ужин.
 
 
  Впереди ждут неизведанные края. Катунские и Чуйские бомы, ночевки в диких местах и ослепительно белые снежные горы.
Об этом в следующий раз.
 
  Моему отцу посвящается.
 
  P.S.
  Все фотографии за исключением одной сняты моим отцом
  Белошапкиным Владимиром Александровичем.
  Фотоаппарат Чайка-II, слайд.
 
 
  Константин Белошапкин.  


5.0
Похожие записи:
Дата:

Автор:


Данные:
09.02.2013

Rain
Записи автора

Рейтинг: 5.0/18
Просмотров: 3049
Раздел: Исторический факт


Комментарии: 13

09.02.2013 в 22:34 [1]
Браво.. ! по всем пунктам.. +1


09.02.2013 в 23:20 [2]
Спасибо за историю!


10.02.2013 в 08:46 [3]
Замечательный рассказ и фото. Буквально на следующий 72 год сам впервые прокатился от Новосибирска по Кокоря. Читал Ваш рассказ все время проваливался в собственные воспоминания. Согласен,  что первая подобная поездка - неизгладимые и яркие впечатления на всю жизьнь. Спасибо. +1


10.02.2013 в 11:28 [4]
Спасибо!   Очень  интересно,  я  проезжал тракт  в  71 году,  но это был  автобус  Пазик.


10.02.2013 в 17:03 [5]
Будто кинофильм той поры посмотрели... 
А дети-подростки как из загородного пионерлагеря smile
Палатки-домики...
Малопроезжабельные дороги...
Потертые временем кадры.
И это все Алтай. smile
+2

10.02.2013 в 18:08 [6]
Скорее октябрята. smile
Который в панаме, это я. smile


10.02.2013 в 18:51 [7]
Точно, забыла слово. ))))))))
Такие впечатления от путешествий (когда горы были преогромными) не выветриваются!
Здорово, что с малых лет и на Алтае. smile



10.02.2013 в 18:58 [8]
Цитата
Об этом в следующий раз.
Места в зрительном зале уже почти заняты.
Ждем-с  продолжения кино.
Про белые снежные горы. smile
+1

12.02.2013 в 08:45 [9]
Вторая серия в производстве, но сроки выхода затрудняюсь назвать. smile

12.02.2013 в 21:23 [10]
И всё равно ждём с нетерпением! Спасибо за чудесный рассказ. Прямо как на Алтае побывала :-)


13.02.2013 в 11:46 [11]
Очень понравилось. Первый раз был на ЧикетАмане в году эдак 68-69м. Мне тогда было года в 3-4. Ездили семьей на горбатом запорожце моего деда. До сих пор четко помню все подробности подъема. Доехали тогда до Ини. Помню песчаные бома. Тогда я был такой маленький, что спал под стеклом на задней полке зазика smile


07.03.2013 в 09:29 [12]
Очень интересно! Увидела старый мост в Аскат и слеза навернулась)))... Пионы на фоне УАЗика, стоянка на кедровоу шелухе - чудесные фотографии))) Спасибо)

07.03.2013 в 11:08 [13]
Спасибо за интерес и добрые слова.
Мост в Аскат, кстати, одной из первых версий.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Актуально
А вы знаете?
Фишка сайта | Правила | Реклама | Написать администратору Красота Алтая
Copyright «Алтай Фото» © 2008-2017.
Все права принадлежат авторам материалов.
Используются технологии uWeb.
«Воспринимать красоту этого мира - это великая благодать»
Онлайн всего: 2
Зрителей: 2
Пользователей: 0

[сегодня]
Поздравляем!
Сегодня день рожденья у Dudin(44), 28olga68(49), kuherman(36), maxgem75(42).
QR Code