Главная | Вход Приветствуем Вас Зритель! | Регистрация | Лента RSS Алтай Фото   Bookmark and Share
Алтай - фото мир

Алтай

– Всё вокруг первобытно, грандиозно и величаво: могучим кольцом раскинулись и ушли в беспредельную даль горы. Мягкие линии сдвинулись одна за другую, смешались в лабиринте очертаний и замкнулись в неуловимой дали воздушной лазури.
Чорос-Гуркин
Фотоальбом | Алтай | Библиотека | Дневник клуба | Новости | Викторина | Форум
Оглавление
ФОТО ОЧЕРКИ — подборки и ленты фотографий, объединённые одной темой (событие, место и т.п.).

ТУРИСТСКИЕ ОТЧЁТЫ — рассказы о путешествиях, технические отчёты, дневники участников походов и т.п.

ФОТОГРАФИЯ — искусство фотосъёмки, обработка фотографий, дельные советы мастеров своего дела.

ЛИТЕРАТУРА — рассказы, очерки, эссе; писатели и поэты Алтая.

ИСТОРИЯ АЛТАЯ — исторические кадры Алтая, события истории Алтая, страницы прошлого.

ИСКУССТВО — живопись, графика, прикладное искусство; сюжеты Алтая, художники Алтая.

СПРАВОЧНИК — информация справочного характера полезная как туристам, так и фотографам.


Библиотека » Туристские отчёты

На джипе в окрестностях Белокурихи

Автор: reduktor


Статья публикуется в память о Викторе Оськине.
   

Посмотрите на юг. Гряда гор по линии Бабырган – Алтайское – Белокуриха – Черновая ограничивает наш горизонт. Часто анализируя видимость этих гор из Бийска – я понял, что чем лучше они просматриваются, тем хуже нас ожидает погода ближайшие 2-3 дня. Из Бийска, горы можно наблюдать от магазина «Автомир» с горы на «Барнаульском взвозе», и ещё на путепроводе в месте пересечения трамвайных путей в районе бывшей табачной фабрики. Я уже настолько привык предугадывать погоду по горе Бабырган, и всегда, когда еду по этому путепроводу, то смотрю на линию гор на горизонте. Чем чётче они видны, тем хуже будет погода в ближайшие дни. А если гор не видно, то ожидается ясная, устойчивая, без осадков погода.


    Это всё лирические отступления, а теперь к теме. Давно я хотел побывать в этих горах. Они так рядом, такие загадочные, такие неизвестные! Многие ли из нас побывали за тем загадочным горизонтом? Обычно, и к сожалению, при азарте путешествий, при том состоянии когда кровь играет в жилах от предчувствия неизведанного, и когда с наслаждением заливаешь на последней заправке бак бензина «под завязку», а потом летишь по Чуйскому тракту, то не задумываешься об этих таких наших близких и неизведанных горах, которые ласкают наш взор на южном горизонте. Я их называю для себя «Белокурихинские горы». Нет такого географического названия, а у меня есть.


  
    Пролетаешь по трассе Сростки, приближаешься к Майме, взглянешь, справа на отроги этих гор, на Бабырган, мимолётом, чуть полуснисходительно, а в душе поют сладостные слова: Семинский перевал, Онгудай, Чике-Таман, Акташ, Кош-Агач. Куда уж там моим «Белокурихинским горам». С ними разве может сравниться ожидание будущих приключений. Но мечта побывать за «Белокурихой» преследовала меня с первых лет проживания в Бийске.

    Сначала я попытался заглянуть за них – за эти горы. Побывал в селе Алтайское, проехал до Черги по старому Чуйскому тракту (ведь тракт в начале прошлого века шёл через Алтайское). Проехал на велосипеде по маршруту Бийск – Алтайское – Ая – Бийск. Проезжал несколько раз от Алтайского в сторону Куягана. Затем небольшие путешествия и деловые поездки в Солонешенский район, в село Карпово, и в деревеньку Черновая. Много раз побывал на Бабыргане. И многократные поездки в Белокуриху, подъём на гору Церковка по канатно-кресельной дороге и прогулки в окрестностях. Но как ни странно, все эти поездки и путешествия были «вокруг да около». Мне хотелось проехать от Белокурихи на юг. Не перед ней прокатиться и не за ней пропутешествовать, а пересечь эти горы из Белокурихи на юг. Пересечь эти небольшие хребты, которые всё время преграждают улетать моим взглядам и мечтам в сторону далёкого Алтая.
   
    Попытался один раз сунуться напрямик от курорта на юг на легковушке и испытал горькое разочарование и большое удивление. Несмотря на обилие грунтовых дорог на карте я не смог проехать и нескольких километров. Крутые подъёмы и разбитые промоины преградили путь. Годы шли, я много повидал на Алтае. Туризм, альпинизм, автопутешествия, даже на вершине Белухи побывал два раза. А мечта не исполнялась. Я часто и подолгу смотрел на эти хребты с лоджии своей квартиры, я удивлялся себе. Так близко, а я там не побывал.
   
    И вот у меня появилось новое увлечение - я стал «Джипером». Испытал свои силы и возможности УАЗа на многочисленных трофи рейдах в Барнауле, Рубцовске, Новосибирске, Красноярске, Кемерово. Были ещё одиночные экстрим-путешествия по Хакасии и Горной Шории. А мечта проехать от Белокурихи на юг тлела и не давала покоя. И вот, в июле, совершенно к этому не готовясь, я почти случайно оказался с женой в селе Алтайском. Поехали прогуляться и набрать слив в местных садах. Проехав за Алтайское в сторону Куягана, через 8 километров мы остановились на обед, и поразмыслив над картой немногочисленными мозгами я предложил жене: «А давай махнём отсюда в Белокуриху напрямик, через горы. Вот по карте видишь, грунтовка хорошая показана, 20-25 километров и мы в Белокурихе». Не хотелось возвращаться обратно по старому маршруту через Алтайское, Нижнюю Каменку, Советское в Бийск. Предположив - «пара часов», так началось наше авантюрное путешествие.
   
    Было 16 часов, хорошая погода. После обеда осталось 300 грамм конфет, пара помидор, булочка и полкило пряников. Как говорилось в фильме про красноармейца Сухова - «Что ещё надо для счастья в жизни, когда жена рядом». Как оказалось немного погодя, для счастья не хватало немного экстрима. И мы с женой хватили его по самые уши. За первые 6-8 км маршрута ничего сверхъестественного не произошло. Подумаешь пару раз буксанули в местных лужах, я даже не обратил на это внимания. Хотелось покрасоваться перед женой, что я не зря время провожу на различных соревнованиях по трофи-рейдам. Тем более я завёл себе за правило никогда не разлучать своего УАЗа с лебёдкой, сэнд-траками, ста метрами троса, лопатой и тому подобными джиперскими примочками. А после всяких приключений на многочисленных соревнованиях нахальства мне было не занимать.

    Первое удивление было от внезапно спустившего колеса при слишком резкой пробуксовке. Это потом я только понял, что это было «предупреждение – знак свыше». Но я к нему не прислушался. Мечта о пересечении «Белокурихинских гор» начала сбываться, пусть даже и в обратном направлении. Второе удивление пришло через 12 километров пути. Дорога с двумя колеями, как мы привыкли её воспринимать, потихоньку исчезла, а затем растворилась в лесной чаще и высокогорных луговых травах. А травы по макушку и выше и только небо над головой. «Ну, ничего – проедем», подумали мы, не может же дорога кончится, если показана на карте, видимо заросла чуть-чуть. Может мы немного сбились с пути, найдёмся и проедем. Как оказалось впоследствии, а дорога кончиться может, вот она и кончилась.

    А дальше для меня начался полноценный трофи-рейд. Настоящий «Париж-Дакар». Только с небольшим отличием, что я был сам себе и водитель, и штурман, и группа техподдержки, и ещё чёрт знает что в одном лице. Я продирался пешком через двухметровую траву метров 200-300. Торил будущее направление движения своим телом. Потом возвращался, проезжал эти метры. Потом снова торил направление, потом снова возвращался и проезжал. И так далее, с перерывами на разматывание лебёдки, для вытаскивания машины из многочисленных ям и промоин, работой «Хай Джеком» - специальным джиперским домкратом. Мокрый и грязный, как на самых серьёзных соревнованиях. Случалось попадать в такие места, что приходилось буквально протискиваться между деревьями, выворачивая боковые зеркала и оставляя вмятины на крыльях.

    Вскоре смеркалось, потом стемнелось. Смысла ехать дальше по незнакомой местности, без какого либо подобия на дорогу уже не было. На небе высыпали огромные звёзды. Мы увидели Млечный путь, и порадовались этому событию, в городе давно от звёзд отвыкли. Вокруг был какой-то нереальный первозданный мир. А проехали всего то 5 км. с тех пор, как дорога растворилась. По одному километру в час! Надо было останавливаться на непредвиденный ночлег. Почти съели остатки еды, оставив НЗ на завтра. Кое-как переночевали в машине.

    А с утра началось продолжение истории. Больше всего я удивлялся не тому, что дорога кончилась, хотя она показана на карте, а тому, что здесь такие дебри… Вот тут, в двух часах езды от Бийска, а не где-то там в Горной Шории, в Саянах, окрестностях Телецкого озера или Белухи. И где-то совсем рядом санатории Белокурихи, горящие неоном аллеи и рекламы. А мы тут, как последние представители цивилизации без троп и без дорог.

    Выспались кое-как. Теперь я поклялся и палатку никогда не вытаскивать из машины. И иметь недельный запас продуктов. А утром началось тоже самое... Жена никакой не помощник, в траве её даже не видать. А вслепую, без дороги ехать очень тяжело. Что под колёсами? Не видать! Бегать взад вперёд, разведывая проезд, очень тяжело. Умотался, как собака, язык на плечо. Ну и естественно случилось ЧП. Наклоненным стволом дерева порвал правый тормозной шланг. Хорошо не на спуске. Заглушил правую сторону. Теперь при торможении машина кидается влево, приходится очень крепко держать руль. А спуски и подъёмы не слабые. Вот где пригодился опыт трофи-соревнований. Я это уже проходили в Красноярске, когда носились по заповедным Столбам с их сумасшедшим перепадом по высоте.

    В одном месте проезд загородила лесина диаметром под полметра, да ещё приподнятая над землёй настолько-же. Городил через неё виадук. Пожалел, что нет бензопилы. А дорог нет, как нет. Так и шли по наитию. Иногда есть тропка, чувствуется, что когда-то машина тут проезжала, может лет 10-15 назад, иногда идет хорошая конная тропа, Когда же доберёмся до верховьев реки Белокуриха? Там вообще грунтовка показана на карте! Может уже заблудились? В общем, вторые пять километров этого трофи мы преодолевали ещё 5 часов. Порадовала стабильная скорость - 1 км в час. Очень красивое место было, когда поднимались по высоковольтке на перевал Качинского. Казалось дорога уходит прямо в небеса. Мы абсолютно не знали, что нас ждёт впереди. Сможем ли прорваться? Голодные, усталые поднялись на перевал. Ехать налево в сторону Никольского? Но тогда это проигрыш. Я не мог себе этого позволить.

    С перевала повернули направо. Осталось ещё около 15 км. по горам. На очень крутом спуске с размаху сел передним мостом на огромный ствол поваленного дерева. Колёса беспомощно закрутились в воздухе. Это уже мелочи, я вошёл в азарт, и такие проблемы решал «Хай Джек», траки, лопата, земли побольше. Ещё рывочек, километра три и вот она удача! Выпали на тракторную дорогу. Развороченная трактором поляна, остатки двух срубленных лесин и гусеничный след в гору. Так мне стало жаль местных лесорубов. Я прикинул, сколько соляры они сожгут, пока на гусеницах доползут до верховьев Даниловки из-за двух стволов.

    А экстрим уже кончался, выпали на гриву Проходную. Это уже хайвэй для бывалого моего УАЗа. Менее чем через час уже спускались в город. Я чувствовал себя победителем! Снисходительно поглядывал из окна на обгоняющих меня, торопившихся, озабоченных городских водителей. И удивлялся произошедшему путешествию. Мечта сбылась! Было немного грустно, вот и ещё одна таинственная страничка в моей жизни закрылась. Так рядом, такие дебри, такие приключения, а мы несёмся за Семинский, в Чулышман, в Тюнгур. Да мало ли куда! Одно только слово сидело в голове «рядом».

    Вот я и решил поделиться со всеми своим открытием нового мира. А продолжение необыкновенного путешествия получилось ровно через неделю. Долго изучал карту. Уезжали уже подготовлено и осмысленно. Палатка, запас продуктов, пила. Сына настроил, что вернёмся нескоро. В общем, собирались, как в далёкий неведомый край. А край-то был «Черновая». Опять пересечь эти же горы на юг, но уже в Черновой. Мной начал овладевать азарт приключений. Захотелось, что бы не было у меня больше белых пятен в этом районе. Сильно тревожил брод через Песчанку в конце маршрута. Что нас там ждёт? Но путешествия не получилось. От Черновой проехали по разбитой грязной дороге всего то километра четыре и упёрлись в лесоразработки. Стволы только, что срубленных деревьев лежали прямо поперёк дороги, загораживая проезд. Штурмовать груду деревьев, почему-то, не захотелось. Справа скала, слева овраг. Ну не вертолёт же у меня всё таки!

    Оставили машину, пошли на разведку. Вскоре дорога закончилась, метров через 500. Вернее, дорога продолжалась и дальше. Я потом прошёл пешком ещё около 3 км. Основательно заросшая, она, тем не менее, хорошо просматривалась, и упрямо лезла всё выше по склону. Но тут преграда была в виде реки, которая изменила русло и уничтожила проезд совершенно. Путь преграждали вымытые рекой огромные валуны. И такой речной курумник тянется метров 150. Я сначала упал духом, что непроходимо. Потом начал ходить, думать, прикидывать. Вот тут можно поддомкратить, пересекая промоину, в другом месте лебёдкой вытащить машину на валун, подложив «сэнд-траки», специальные джиперские лесенки для преодоления препятствий. В общем, надо думать. Проехать наверное можно, но уже с командой мужиков.

    А места очень красивые! Дорога идёт по замшелому ущелью. Река зажата с двух сторон высокими скалами. И самое интересное и замечательное то, что не знаешь, что тебя ожидает впереди. Можно ли проехать? Выдержит ли машина ожидаемые испытания. Местные мужики сказали, что последний раз гусеничный трактор проходил в Куяган лет десять тому назад. А потом лесоразработки в верховьях реки Черновой захирели, лес повырубили основательно, и дорога почти перестала существовать, постепенно исчезая под натиском реки, дождей и неумолимого времени. Можно сделать попытку прорыва даже этой осенью. Как выйдет со временем, и с погодой. Надо будет пригласить попутчиков из бийских джиперов. Ожидает брод через Песчанку, неизвестно какого характера. Но на карте написано «бр.». Лебёдки обязательны, без них там не пройти. Есть места, в которых надо машину будет затаскивать лебёдкой по тракам. Надо ещё будет сделать блок. Тросов в принципе метров 50-80 хватит. Деревьями там бог местность не обидел. Ну и конечно – бензопилу. Всё это я обдумывал, когда ходил на разведку по размытой разрушенной дороге.

    Жена говорит: «Ты сходи сначала пешком, ты же старый турист. Проверь дорогу, что тебе в день пробежать насквозь эти горы. 20 км. туда, и 20 км. обратно. За два дня всё изучишь». Но мне это было неинтересно. Загорелось ехать в неизвестность. Не зная, что там тебя ждёт, какие испытания. В этом и смысл жизни. Мы ведь и завтра не знаем, что нас ждёт! Ждите меня горы я к вам приеду.... До встречи...

Эти события произошли в июле прошлого 2008 года. Позднее напишу продолжение, как мы прошли реку Черновую.




 
5.0
Похожие записи:
Дата:

Автор:


Данные:
27.11.2009

reduktor
Публикации автора

Рейтинг: 5.0/8
Просмотров: 3422
Раздел: Туристские отчёты


Комментарии: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Актуально
А вы знаете?
Фишка сайта | Правила | Реклама | Написать администратору Красота Алтая
Copyright «Алтай Фото» © 2008-2017.
Все права принадлежат авторам материалов.
Используются технологии uWeb.
«Воспринимать красоту этого мира - это великая благодать»
Онлайн всего: 3
Зрителей: 3
Пользователей: 0

[сегодня]
Поздравляем!
Сегодня день рожденья у Lygona(52).
QR Code