Главная | Вход Приветствуем Вас Зритель! | Регистрация | Лента RSS Алтай Фото   Bookmark and Share
Алтай - фото мир

Алтай

– Всё вокруг первобытно, грандиозно и величаво: могучим кольцом раскинулись и ушли в беспредельную даль горы. Мягкие линии сдвинулись одна за другую, смешались в лабиринте очертаний и замкнулись в неуловимой дали воздушной лазури.
Чорос-Гуркин
Фотоальбом | Алтай | Библиотека | Дневник клуба | Новости | Викторина | Форум
Оглавление
ФОТО ОЧЕРКИ — подборки и ленты фотографий, объединённые одной темой (событие, место и т.п.).

ТУРИСТСКИЕ ОТЧЁТЫ — рассказы о путешествиях, технические отчёты, дневники участников походов и т.п.

ФОТОГРАФИЯ — искусство фотосъёмки, обработка фотографий, дельные советы мастеров своего дела.

ЛИТЕРАТУРА — рассказы, очерки, эссе; писатели и поэты Алтая.

ИСТОРИЯ АЛТАЯ — исторические кадры Алтая, события истории Алтая, страницы прошлого.

ИСКУССТВО — живопись, графика, прикладное искусство; сюжеты Алтая, художники Алтая.

СПРАВОЧНИК — информация справочного характера полезная как туристам, так и фотографам.


Библиотека » Туристские отчёты

К мультинским озёрам

Автор: Джазатор



Гора - это прежде всего, понимаешь, друзья,
С которыми вместе по трудной дороге шагаешь.


1 день 16.06.2004, среда

Старый ЖД вокзал в БийскеВ 10 утра встречаемся на Бийском автовокзале и в первые минуты делимся тем, кто что забыл... Решаем пополнять запасы на маршруте, т.к. вес рюкзаков и так велик. Внушителен и объём, передвигаться автостопом с такими баулами несколько проблематично. Едем до Маймы за деньги, рассчитывать на утренние КАМАЗы в Бийске уже не приходится.

В Сростках первая остановка, первым делом пополняем запасы картошки. Сростки - большое село, рядом с трассой не большой базарчик, но цены достаточно высокие, на 20-50% дороже, чем в Барнауле. Туристам будет интересен музей Василия Шукшина, найти его совсем просто, на тракте стоит указатель.
Через 15 минут продолжаем движение до Маймы.

Полтора часа от Бийска и мы в Майме! Пополняем запасы. Автобусная остановка находится прямо на базаре, чем мы воспользовались. Дальше поехали на пригородном ПАЗике до Карлушки, 10 км. нам обошлись в 12 рублей на двоих. Следует обратить внимание, во всех пригородных автобусах взимается плата за багаж. Туристам из других регионов стоит обратить внимание на то, что в Майме и Горно-Алтайске, таксисты также требуют плату за багаж (до 50% !!!).

Сразу за Карлушкой начинаем стопить, движение довольно интенсивно, уходим за поворот, машины снижают скорость, успевают заметить нас, но всё безрезультативно. Прошло около часа, принимаем решение делиться надвое, что увеличит вероятность посадки, но в это время останавливается автобус, идущий до Соузги (т.е. на озеро Ая), цена билета 14 рублей с носа, соглашаемся.
Есть по Чуйскому тракту дорога,
Много ездит по ней шоферов.
Был один там отчаянный шофер,
Звали Колька его Снегирев.
[песня]
До Соузги добрались довольно быстро, планируемый перекус отменяется, продолжаем голосовать, делаем несколько фотоснимков. Интенсивность движения остается прежней, но результативность нулевая, а сегодня мы рассчитывали добраться до Туэкты... Тормозит УАЗик, семья и ещё пара пассажиров:
- Бесплатно не повезу, 40 рублей до Усть-Семы!
Торговаться в разгар сезона бесполезно, пока есть деньги, мы соглашаемся и мчим на российском джипе.

Наш КАМАЗ с рюкзакамиУсть-Сема, пройдено 150 км и пока только за деньги. Вывод: днем и особенно в сезон стопа нет, нужно двигаться рано утром в 6-7 часов. Делаем перекус, пополняем на колонке запасы воды. Колонку найти очень просто, за первым домом на левой стороне отрезка дороги на Чемал, есть переулочек, пройдите по нему за дом, там и увидите «источник». На развилке Чуйский тракт - Чемал несколько кафе и магазинов и самое главное эта остановка популярна у дальнобойщиков. Счастье от нас не отвернулось, и договариваемся с Камазом везущим лес до Кош-Агача подбросить нас до Туэкты. Сходимся на 200 рублях за двоих. Рюкзаки вяжем на прицеп и начинаем движение. Водитель попался хороший, быстро налаживается диалог, и до Семинского перевала проводим время в беседах. У подъема на Семинский обнаруживается, что срезало болт на кардане, на ремонт уходит полчаса, делаем несколько снимков.

Семинский прошли успешно, на вершине перевала температура ниже градусов на пять семь, без остановки начинаем спуск. Через полчаса нам выходить, и тут приходит мысль, изменить нитку маршрута и не сходить в Туэкте, а продолжить движение до Ини, а там пройти пешком, через Инегень, левым берегом Катуни до Тюнгура всего-то 75 км., и мы значительно сокращали свой путь автостопом, почти на 250 км. Водитель не возражает подвезти нас до Ини и без изменения размера оплаты. Кажется, он уже согласен везти нас бесплатно хоть до Кош-Агача, за разговорами и для него путь показался короче.

В 22 часа подъезжает к Ине, сходим до моста через Катунь.Темно, идём вверх по Катуни, левым берегом, ищем место для стоянки. Тропа вполне проходимая, но с удобными местами для ночлега проблема. Проходим километра два, тропа поднимается метров на 100 над рекой, с площадкой для палатки проблема и достаточно темно. Начинается спуск, и тропа почти вплотную подходит реке, в темноте удается рассмотреть песчаный бережок, туда и направляемся, делает перекус и засыпаем без палатки.


2 день 17.06.2004, четверг

Просыпаемся часов в 10, отличная погода! Место нашей ночевки самый настоящий пляж - 150-200 метров мелкого песочка; это лучшее место, на левом берегу Катуни, для стоянки от Ини до слияния Катуни и Чуи.

Отправляюсь в Иню сделать звонок домой и сообщить об изменении маршрута. Междугородний телефон в Ине найти очень просто, для этого нужно за мостом через Катунь пройти до местного ПТУ (или техникум?) и повернуть направо, спустится вниз к реке, постучать (или подать прочие знаки присутствия) в самый первый дом на улице... Женщина лет 50-и пригласит к себе в дом, где и находится импровизированный переговорный пункт. Тариф обычный, минутный звонок обошелся около 5 рублей (в Алтайский край).

Цаплинский мост в ИнеМост в Ине настоящая достопримечательность, построен в 1936 году по прожекту инженера С.А. Цаплина и явился первым в мире двухцепным висячим мостом! Позднее, мосты такой конструкции, получили большую популярность в США, и возводятся и сейчас.

Начинаем сборы и укладку рюкзаков, решаем не торопиться и сделать следующую ночевку за селом Инегень, т.е. пройти всего 20 км. Стартуем после обеда, погода отличная, идём левым берегом Катуни до моста и дороги на Инегень. Тропа хорошая, но видно, что ходят тут редко. Тропа пригодна для людей и коней, или можно проехать на велосипеде, но машине или мотоциклу здесь не пройти. В одном месте тропа осыпалась и приходится метров двести скакать по валунам.

Выходим к слиянию Катуни и Чуи, встречаем бабушку с внуком, они живут во времянке и пасут овец вдоль берега Катуни. Предлагают остаться на ночлег и предупреждают о плохой репутации жителей Инегени. От ночлега отказываемся, делимся таблетками от кашля и продолжаем движение.

МихаилЗа два часа, мимо проехало две машины, голосовать не стали, идём, дорога хорошая и интересная, отличные виды. Километра через три небольшой прижим, дорога прорублена в скале, надпись о постройке этого участка в 1936 заключенными «Сиблага». Уходим с дороги и идём тропинкой, пытаясь немного срезать. У устья Нижней Инегени выходим на дорогу, рядом небольшая ферма. Тут встречаемся с первым туристом, Михаил (Москва) катит на байке один от Горно-Алтайска на Камчатку.

Решаем вставать на ночевку втроем. Поднимаемся полкилометра по Нижней Инегене и встаем у берега и хорошей ровной травяной площадке. Портится погода, начинается гроза, но нам везет и гроза проходит мимо, лишь немного нас зацепив. Довольно долго общаемся и ложимся спать только в первом часу ночи.


3 день 18.06.2004, пятница

С утра отличная погода, ночи очень теплые 16-18 градусов. Стараемся выйти пораньше, но много время отняла фотосъемка, делаем несколько десятков макро фотографий. Вокруг много летает и ползает всякой живности, некоторые очень необычные.

Михаил стартует раньше, и планирует сегодня оказаться в Акташе. Вчера он стартовал от Тюнгуре и прошел отрезок за 12 часов, нам предстоит пройти этот отрезок за три дня, хотя без серьезных усилий он проходим в пешку за два дня.

Решаем бросить топор. Который раз подтверждается, что летом топор в этих местах вещь бесполезная, да и тяжелая. Стартуем, проходим Инегень, сразу за селом устье реки Верх Инегень, но моста нет, переходим в брод... До Сок-Ярык дорога отличная, можно и на Жигулях проехать, в небольшой долине плутает несколько троп, но ориентироваться легко, достаточно держаться ближе к Катуне. Постепенно дорога выйдет к самому берегу. Этот участок прошли в хорошем темпе, но дальше начались проблемы с темпом, причиной тому явились проблемы с обувью и как следствие мозоли. У слияния Катуни и Аргут встретили Олега (Воскресенск, Подмосковье); он второй месяц путешествует автостопом по России, заглянул на Алтай, от Чеке-Тамана перешел Катунский хребет и вышел на Усть-Коксу, оттуда пошел на Иню, где и пересекся с нами.


Каменная бабаВстречаем «Каменную бабу» в окружении стада баранов, бараны довольно пугливые и ближе чем на 100 метров нас не подпускаю и убегают. Ближе к устью реки Казнахта тропа уходит от Катуни и начинается небольшой подъем. Тут началось самое непредвиденное, из дома я взял полкило топленого масла, и когда прошлой ночь наворачивали масло с печёной карточкой, видимо слишком переел или отравился. Началась тошнота и слабость, состояние очень неприятное, мутит очень прилично. Спускаемся по тропе к реке Казнахта, за рекой зимовье, но вид довольно плачевный. По плану сегодня выход к Катуне у лога Ядрушка, но есть соблазн остаться здесь, к тому же, одного мучают ноги, а другого отравление. Продолжаем движение, начинается новый подъем и значительное удаление от Катуни, темп снижается каждую минуту. Есть желание вернуться назад к реке, но упрямство перебарывает, частично разгружаю второго участника и пру убийственно-тяжелый рюкзак.
Темп снижается до минимально возможного, хочется пить, воды нет, забыли набрать... Тропа уходит постоянно вверх, желание одно – дойти до воды и не встать насухую ночевку. К полуночи выходим к ручью Березовый пал, пьем, стелим карематы и ложимся спать прямо на тропе под углом 10-15%.


4 день 19.06.2004, суббота


Рано утром просыпаемся от восходящего солнца, уснули строго ногами на восток. Погода неизменно хорошая и подозрительно теплые ночи, что заставляет по утрам думать, что днем нас ждет гроза, но который день наши прогнозы, к счастью, не оправдываются!
Вчерашний переход и отравление сказывается. Один мучается с животом, другой с ногами. Принимаем решение спуститься вниз и устроить сегодня дневку.

Катунь
Катунь, вид со стороны руч. Березовый Пал

Короткие сборы и старт. Через пару часов выходим к Катуни, по карте зимовье, так оно и есть, но замечаем на берегу удобное местечко, аккурат против устья реки Берткем, встаем на берегу. День проходит в заботах о здоровье, рыбалка тоже приносит свои плоды, улов хотя и не большой, но форель есть форель :) Как нам потом рассказали эта форель была завезена на Кучерлинское озеро, но вся ушла в Катунь, теперь, если повезет можно поймать.

Посмотрели зимовье, впечатление удручающее, дверь сорвана, внутри гадюшник, горе-туристы (или кто ещё) вскрыли пол и топили им печь, печь железная бочка, но нет трубы...

Несмотря на то, что устроили дневку, фоток почти не сделали, за исключением видов на Катунь с места ночевки. Жаль. Ночуем в палатке на берегу, погода очень хорошая. Отмечаем, что сегодня самая звездная ночь, что явно не к дождю.


5 день 20.06.2004, воскресенье

Просыпаемся пораньше, дневка прошла на пользу. Сегодня чувствуем себя значительно лучше, желудок пришёл в норму и хорошо дали отдохнуть ногам. С мозолями оставались проблемы, но вчерашнее лечение дало свои результаты. Забыв стрептоцид и испытывая недостаток в лейкопластыре пришлось изобретать «велосипед». Лечение сводилось к следующему: лопнувшие мозоли промывали водой, потом промывали настоем из корня солодки, края мозолей обрабатывали зеленкой, потом полностью намазывали средством под названием «Алазоль», производство «Бийского витаминного завода», изготовлено на основе облепихового масла. После того как «Алазоль» подсыхала, ступни бинтовались, а поверх одевали носки; всё это позволяло сохранить слой «Алазоля» от стирания во время сна. Придуманное лечение значительно помогло и практиковалось ещё несколько раз в походах.
Отыщешь ты в горах
Победу над собой.
Устье реки ТургундаСтартуем, и довольно быстро доходим устья реки Тургунда, моста нет, но брод мелкий и удобный для переправы.

На устье встречаем двух рыбаков, до места они добрались на «Жигулях» от Тюнгура. Жалуются на плохую рыбалку, в ведре десяток хариусов и десяток форелей. Ловят на мушку, а с утра браконьерили, ставили наплавную сеть на Катуни. Слушать жалобы браконьеров скучно и быстро попрощавшись, уходим по направлению к Тюнгуру. Дорога значительно лучше, как потом выяснилось, эти места довольно популярны у местных жителей и залетные автотуристы обычно доезжают только до брода.

Доходим до устья Деть-Кочек, места очень красивые, но снимков получается мало, постоянно контровой свет. Встречаем ещё две семьи отдыхающих на берегу Катуни. Через Деть-Кочек хороший мост, но видно, что он пережил пару капитальных ремонтов. Чуть выше моста небольшой слив и можно принять «душ», ну это «на любителя», вода очень холодная. Все реки проходимые нами последние два дня берут свои истоки со склонов горы Кулаш-Тайга, вершина которой ещё покрыта снегом.


После обеда и до самого вчера стоит сильная жара. Туч нет, но все горы в сильной дымке, основную фотосъемку приходится отложить на вечер. Да и аккумуляторы уже на последнем дыхании. Есть надежда найти в Тюнгуре розетку и поставить на зарядку.

Перед самым селом, слева от дороги стоит камень с мемориальной доской, бойцам за революцию.

Выходим к Тюнгуру. Подходим к первому дому стоящему практически напротив впадения Кучерлы в Катунь. Делимся с хозяевами дома своими впечатлениями и проблемами с аккумуляторами, глава семьи - Аркадий, соглашается нам помочь и предлагает поставить палатку у них во дворе, дабы избежать проблем с местными жителями. Мы охотно соглашаемся и с благодарностью принимаем приглашение.
Сегодняшний переход выдался довольно удачным, пройдено хорошее расстояние, остался запас сил, найдено прекрасное место для ночевки.


6 день 21.06.2004, понедельник


Хотя, все дни стояли жаркими, сегодня у нас самая холодная ночевка, ночью было около 5 градусов.

В Тюнгуре несколько магазинов, выбор не большой, но можно запастись практически всем необходимым. Единственно плохо с любыми овощами, нет даже картошки...

Идём на мост через Катунь, мост в отличном состоянии и пригоден для всех видов транспорта. Делаем несколько снимков и начинаем решать транспортный вопрос. Первое, что нужно учесть, Тюнгур это тупиковое село и транспорта кот наплакал. Второе, автобус ходит три раза в неделю понедельник, среда, пятница, примерно в семь утра.


Выходим на дорогу, хорошо понимая, что это надолго... Через полчаса тормозим УАЗик, наша просьба подбросить сразу отвергается и звучит предложение в размере 50 рублей за двоих до Мультинского моста, что делать – соглашаемся. Другого варианта может и не быть. Меньше чем через час мы у Мультинского моста, рассчитываемся и топаем к селу. У моста через Катунь касса, проезд платный, прайс на десяток пунктов, с перечислением возможных моделей транспорта.

Мост в МультеМульта – старинное староверческое село. Довольно большое, несколько магазинов, много добротных домов, русское население преобладает. Местные таксисты предлагают подбросить до озёр практически даром – 350 рублей с человека (!), зато на вездеходе всех времен и народов – ГАЗ 66.

Идём по селу, главная дорога уходит направо и мы за ней, хотя короче пройти прямо и выйти сразу на отрезок дороги к Мультинским озёрам. Мы делаем небольшой крюк, который на обратном пути нам удалось избежать, и выходим на дорогу к озёрам.

Довольно хорошая гравийка, дорога постоянно поднимается в гору. Доходим до первого моста, переходим на правый берег реки Мульта и делаем привал. Для отдыха прекрасное место! Делаем несколько снимков и продолжаем маршрут; сегодня планируем выйти к маральнику, но дневное пекло заставляет делать множество привалов. Дорога до первого маральника размечена километровыми столбиками, всего 9 штук. От указателя «Маральник» следует идти влево, мимо турбазы с аппетитным названием – «Смак». Дорога начинается грунтовая, но вполне хорошая. Начиная от этого места, мы начинаем постоянную охоту за кедровыми шишками, молодые – ещё зелёные, но осенние в самый раз, их можно найти вокруг кедров и разнообразить свой рацион.

Мульта, у устья реки Михайловки

План перевыполнен, доходим до второго маральника и спускаемся к устью Михайловки, где и устраиваемся на ночлег. Довольно хорошая большая ровная площадка, может разместиться пара десятков человек. Мульта в этом месте падает метров на сто на участке менее километра.


7 день 22.06.2004, вторник

Отличная ночь, было очень тепло, в сравнении с прошлой ночью. На небе ни облачка, наученные за неделю, ожидаем от этого дня только жуткой жары.


Мы не возвращаемся к дороге на второй маральник, а идём по конной тропе вверх по реке Мульта. Тропа неизменно ползет только вверх, переходи несколько бродов через Михайловку и выходим на дорогу, которая прошла через маральник. Встречаем несколько егерей, которые делают постоянные, они нас предупредили, что полно змей, особенно активны они  в жару и живут близко к водоемам. На Михайловке мы встретили одну змею, пришлось удирать ;)

Здесь поражает обилие цветов, столь богатое! Делаем много макро кадров, и прилично тратим время, но невыносимая жара и так заставляет делать привал за привалом.

Дорога становится всё хуже, на Ниве или УАЗе проехать будет проблематично, хотя вполне проходимо для «Шишиги», и наших ног. Дорога оканчивается небольшой полянкой и к дереву прибит синий палец с надписью – «К Мультинским озёрам». Дальше идёт только конная тропа, но нас это радует, так как она идёт под уклон! С тропы сквозь деревья уже просматриваются Мультинские озёра, но видимость плохая мешают деревья.

Спускаемся вниз, новый синий палец – «Мост через реку, 200 метров». Выходим на «мост», пара параллельно брошенных деревьев, река разбивается на три рукава, переходим три переправы. В этом месте следует быть внимательнее! Это не река Мульта, а река Крепкая! И следует продолжать движение перпендикулярно берегу, а не уходить вправо, в надежде выйти к озеру! Мы об этом не знали и без раздумий начинаем подниматься вверх по реке, через полчаса понимаем, что блудим, но упорно лезем дальше, останавливаться нет желания. Мошка и комары не дают покоя, за всё время походов по Алтаю такое количество Кровопийцев встречаем первый раз, ощущение, что находишься в супе. Через час блужданий вдоль Крепкой, решаем поворачивать обратно, быстро находим хорошее место и встаем на ночлег. Комары не дают покоя, и первым делом мы разводим «пионерский костер» и пытаемся спастись в клубах дыма. Кровопийцы оставили нас в покое только часам к 11 вечера.
Чтобы жить километрами,
А не квадратными метрами,
Холод, дождь, мошкара, жара -
Не такой уж пустяк!
И чтоб устать от усталости,
А не от собственной старости.

8 день 23.06.2004, среда

Восход солнца проспали, но всё равно комары будят нас достаточно рано. Завтракаем, и уходим вниз по Крепкой, стараясь быстрее покинуть комариный край.


Дом егерейПроходим правым берегом Крепкой, до переправы. Чуть раньше, примерно в двух километрах выше, на левом берегу заметили зимовье, внешне выглядит довольно прилично, но от посещения отказались, переходить вброд Крепкую ни у кого нет желания. Погода начинает заметно портиться, это очень некстати, нам ещё нужно сделать съемку. Торопимся и через минут двадцать выходим к домику егерей.

Знакомимся, егерей двое, заехали сами два дня назад с двумя сыновьями. Каждая смена живет неделю, и затем возвращается домой, пересмены в понедельник. Нам сообщают, что на берегу есть стационарные места для отдыха за 18 рублей с человека в сутки. Таких мест десятка три; стол, две скамейки, кострище. Все остальные места на озере, бесплатные, но малопригодны для стоянки.


Кроме нас ещё две группы: школьники-выпускники из Катанды и парень с девушкой из Питера. Первые добрались до озёр на ГАЗ-66, вторые от Бийска автостопом.

Погода совсем испортилась, начался дождь и уже нет и следа от недельной жары. Школьники ушли вверх по реке Куйгук, смотреть водопад. Питерцы ушли на другой конец озера к местечку Шумы. Шумы это перешеек между Нижнем Мультинским и Средним Мультинским озером. Мы остались пережидать дождь, а заодно успели пообедать и попробовать порыбачить.

Через пару часов вернулась девушка с Шумов и сообщила, что ее парень поскользнулся при переходе через Шумы и сильно подвернул ногу, и ночевку они проведут на том конце озера. К вечеру вернулись и школьники, мокрые до нитки, но вроде довольные прогулкой. К вечеру мы сходили до Шумов, проведывали питерцев. Чем и закончили этот день. Получилась почти днёвка, прошли всего 15 километров.


9 день 24.06.2004, четверг

Всю ночь шёл дождь и дул сильный порывистый ветер. В палатке порвало молнию на входе, пришлось приниматься за срочный ремонт. Проделав шилом отверстия, продели из тонкой веревки шнурки. Получилось мало-удобно, но защищало нас от дождя и ветра.


Погода не унялась и к утру. В промежутках между дождем успеваем приготовить завтрак. Час к 11 дождь утих, но ветер только усилился, на озере поднялись волны... Хотя длина озера всего около 4 километров, волны успевают подняться почти до метра!

Пока нет дождя, отправляемся на Среднее Мультинское озеро. От нашей стоянки до Шумов ровно 5 километров, доходим меньше чем за час. Тропа идёт правым берегом (если смотреть на озеро от нашей стоянки) ширина 2-3 метра, несколько поваленных деревьев и обилие камней и корней заставляет постоянно смотреть под ноги. У берега встречаем школьников-рыбаков, весь улов – один хариус... Дальше попалась утка с девятью утятами, на озере живет несколько утиных семей
.
Приходим к Шумам и первым делом направляемся к Питерским ребятам. У них всё не так хорошо; образовалась гематома, нога опухла, ходить не может. Они решают остаться ещё на одну ночевку и просят нас переговорить с водителем школьной машины, чтобы их забрали до Мульты.

Идём к Шумам. Место очень красивое, видно сразу два озера, и само зрелище перекатов впечатляет. Пробуем перебраться на другой берег, просматривается три возможных варианта, пробуем все три, но безуспешно. В одном месте брошено бревно, оно перекрывает всего 10%, но остальное можно пройти, прыгая с камня на камень. Ветер усиливается и снова начинается дождь. Возвращаем на берег и прячемся под скалой. Через час повторяем попытку, но вода ещё больше поднялась и приходится отложить попытку.

Не говори: "С чего река такая?"
А просто знай - в горах идут дожди.

Возвращаемся к своей стоянке. К нашему удивлению школьники успели собрать вещи и уехать, видимо дождь окончательно их промочил. На том берегу ещё не знают, что машина ушла и надеются. Идём к егерям и договариваемся идти завтра утром за ними на лошади и перевозить на этот берег.

Сами начинаем понимать, что потеряв сегодня день, мы не успеваем выйти на Верхнее Мультинское озеро. Бродим по окрестным горам, делаем редкие снимки, теряем столь ценный день. Для подстраховки интересуемся у егерей о возможности пройти Среднее Мультинское другим берегом, они делать этого не советуют, так как полностью отсутствует тропа, а берег осыпается прямо в озеро. К тому же, ночевка на Верхнем Мультинском без пропуска запрещена. Катунский хребет объявлен – «Катунским заповедником» и для его посещения требуется разрешение, которое можно получить только в Усть-Коксе. Посещение заповедника платное, сказать точно по цене не можем, только со слов егерей - 50 руб. сутки с человека.

Вечером делам прогноз, что погода останется ненастной на всю ночь, к вечеру затянуло тучами все окрестные вершины, часам к 10 вечера значительно похолодало.


10 день 25.06.2004, пятница

Сегодня была самая холодная ночь за всё время нашего похода, все вершины вокруг покрыты снегом. От линии снега нас отделяет 400 - 500 метров. Ветер стих, временами проглядывает солнце, туч значительно меньше и мы надеемся на дальнейшее улучшение погоды.


Вид Нижнее Мультинское озеро с юга

Завтракаем и на обед планируем выход обратно домой. После завтрака я отправляюсь к «Шумам» сделать несколько снимков и предупредить питерцев о приходе лошадей. Дорога до среднего озера заняла 45 минут, рекордно короткое время. Сообщаю ребятам, что грузовик вчера ушел и им придётся искать другой вариант. Пока они начинают сборы, я ухожу на «Шумы» за новыми снимками, но освещение и тучи не позволяют сделать хорошие снимки пейзажей и приходится довольствоваться тем, что есть...

Через час возвращаюсь, лошади уже прибыли и парень с поврежденной ногой пытается забраться на лошадь. Это у него мало получается, лошадь капризничает и не подпускает его ближе, чем на метр. С одним из егерей мы буквально затаскиваем его на лошадь. Чтобы не терять время, я сразу отправляюсь в свой лагерь оставляя всех позади.

Как и было запланировано в полдень мы выходим по направлению к дому. Погода разветрилась и тропа немного подсохла, что позволяет нам держать хороший темп. Через час мы еже поднялись на левый берег реки Крепкой. Погода устойчивая, светит солнце, и открываются хорошие виды. Я ухожу выше по склону горы, до высоты 1800 метров, очень хорошая панорама, видно сразу два Мультинских озера и долины реки Крепкой, Куйгук и Мульта. До вершины «безымянной» горы рукой подать, она находится между реками Михайловка и Крепкая, высота 2634 метров. Судя по карте, с неё должна открываться хорошая панорама на 360 градусов, но время у нас мало и подъем на вершину откладываем до следующего похода.

Тропа идёт под гору, погода хорошая, легкие рюкзаки - всё это вселяет надежду дойти сегодня до первого маральника, где мы планируем остановиться на ночевку. Дойдя до реки Михайловка, решаем изменить маршрут и пройти через маральник, переходим вброд и подходим к воротам с надписью «Ключ не уносить! Оставлять!» на воротах замок, и мы начинаем поиски ключа. Что оказывается безрезультатным занятием, решаем не перелазить через забор и возвратиться на тропу, нам точно неизвестно можно ли проходить через маральник. Идём на северо-восток через луг, потом переходим Михайловку и небольшую полоску леса и мы уже на тропе, получилось, что мы срезали с полкилометра.

Ближе к 16 часам выходим к турбазе, три машины и десяток отдыхающих заставляет нас думать, что сезон в этих краях ещё не начался. Чуть ниже строится ещё одна база, кто-то из начальников бегает с цифровым Олимпусом и делает непонятно какие снимки во все стороны. Из разговора узнаем, что он из Барнаула, и что на следующий год тут будет хорошая турбаза. У строителей рабочий день окончен, и они сидят на берегу рыбачат, но пока безрезультативно...

Пока есть время, идём дальше, доходим до конца маральника и переходим через шаткий мостик на левый берег Мульты, где и встаем на ночевку.
Мы снова уходим, хоть нам и не сладко порой, -
Уж лучше тяжелое сердце, чем сердце пустое.

11 день 26.06.2004, суббота

Встаем пораньше, если нам повезет сегодня с автостопом, то к вечеру можем быть дома, но надежд мало, субботний день, да и до трассы ещё идти почти 20 километров.

С продуктами у нас плохо, завтракаем заварным супчиком и стартуем. Погода на пять балов, лучшая за весь период. Спускаемся вниз по дороге к Мульте. Дорога гравийка, почти всё время под уклон, идти легко. Через два часа мы в центре села. Сразу замечаем, что за эти дни туристов прибыло, к тому же сегодня выходной. Покупаем продуктов на два оставшихся дня, и спешим к трассе в надежде сегодня уехать. От центра села до трассы топать примерно час по гравийной дороге.

На перекрестке с трассой Усть-Кокса - Тюнгур стоит, а точнее сказать стоял небольшой навес-домик, проезжая месяц спустя по этой дороге, данное сооружение было почти полностью разрушено вандалами. Сидим под навесом ждем любой проходящий транспорт. За три часа проехало около десятка машин в противоположном направлении и три машины в направлении нужном нам, но, ни одна из них не остановилась.

Жара и скука нас совсем одолела, кончились батарейки и пропало наше занятие - фото съёмка. Но, счастье улыбнулось, местная Газелька шла до Талды и водитель согласился подбросить нас до Усть-Коксы. От водителя узнали, что в Талде довольно крупное мараловодческое хозяйство, а ещё, что в ближайшее время через их деревню начнут прокладывать новую дорогу в Казахстан. Но последнему они мало рады, туристов это не прибавит, а как они выразились – экологию испортит. Возможно, они правы, можно вспомнить печальный опыт постройки дороги через плато Укок из Каш-Агача, через Джазатор в Китай. Не знаю, на каком там сейчас этапе работы, но уж точно возможная дорога способна испоганить уникальное место...

Выходим в Усть-Коксе на автобусной остановке, движение заметно оживилось, за полчаса проходит десяток машин, и наши шансы уехать возрастают. Тормозим, местный «Москвич», парень с женщиной (может его теща) соглашаются подбросить нас до Абая. Через несколько минут до них дошло, что едем мы автостопом, и это относится к бесплатным видам передвижения. Но они не против, завязался хороший разговор, и мы продолжаем ехать и быстренько оказываемся в Абае. Стоим на безлюдном перекрестке, от цивилизации только линия электропередач, идущая вдоль дороги. Навстречу мчит Камаз, любимая машина «алтайских автостопщиков», тормозит за 20 метров и высаживает мужика и пацаном. Мы, прём наперерез Камазу и просим подбросить нас по трассе! Камазист без вопросов соглашается, и мы продолжаем движение.

Мы прекрасно понимаем, что вырвались из зоны «покоя» и теперь худо-бедно должны двигаться к дому. Камаз идёт до Усть-Кана, там ночует и утром едет до Горно-Алтайска. Водитель оказывается бывший геолог, хорошо знает Алтай, от него мы узнаем много нового. За разговорами мы упускаем главное, что Камаз будет ночевать не с самом селе, а в 10 км. дальше, на базе у дорожных строителей. Так мы оказались за Усть-Каном на богом забытом перекрестке в очень неудобном для стопа месте... Всё ещё усугублялось тем, что у нас кончилась вода, а до реки 5 км.

Место действительно мертвое для стопа, мимо проносятся машины, но для них мы как свалившиеся с луны. Посмотрят на нас и крутят дальше баранку, мало кому захочется «на ночь глядя» садить двух туристов на глухом участке. Часов в девять ловим пару машин, но они все идут до Ябагана, а нам нужно сделать большой рывок или до Туюкты или до Черги, ну, или остаться здесь на ночь.

В десять часов пропадает всякая надежда, провожаем закат и идём спать за соседнею сопку. Палатку не ставим, стелим пенку и ложимся спать в спальниках.


12 день 27.06.2004, воскресенье

Последний день нашего путешествия, шансов добраться у нас до дома 9 против 10. Заявления, что автостопа на Алтае «нет» нами опровергнуты и предстоящие 300 километров вполне преодолимы за один день и на Алтае.

Проснулись мы несколько от восхода солнца, а от стада баранов, которые окружили нас со всех сторон и бесконечно кричали Бе-Бе-Бе. Десять минут и эта бекань поднимет кого угодно. Особенно нас, после нашей сухой ночевки. Пить и умываться нечем, достали последние капли спирта и протерли лицо и руки. Красавчики.


Вышли к перекрестку и после изучения следов поняли, что вчерашний Камаз уже проехал. Движение с утра не отличалось интенсивностью от вчерашнего вечера, к нашему сожалению, за час проезжали только битком набитые легковушки... Ловим одну такую, НИВА - водитель и два пассажира, едут до Горно-Алтайска и согласны нас подбросить до Маймы! Привязываем рюкзаки к багажнику на крыше и мчим. На Чуйский тракт проехали через Чергу, получается – срезали. Дорога гравийная, но достаточно хорошая. На отрезке, между Чергой и поворотом в с.Алтайское, идёт интенсивное строительство, взрывают прижимы, наводят водостоки, расширяют полотно. В будущем дорога обещает быть очень хорошей, дело хорошее, приличный крюк срезается.

Так уж счастливо получилось, одним прыжком и мы в Майме! В Майме сверхинтенсивное движение, но за час результатов нет. Ловим автобус Горно-Алтайск - Барнаул; для нас это соблазнительный кусок. Везти бесплатно водитель отказывается, и договариваемся на 200 рублей с человека до Барнаула вместе с багажом.

На этом наше путешествие закончено, к вечеру мы были уже дома!




 
5.0
Похожие записи:
Дата:

Автор:


Данные:
07.02.2010

Джазатор
Публикации автора

Рейтинг: 5.0/6
Просмотров: 4888
Раздел: Туристские отчёты


Комментарии: 8

bmm
10.02.2010 в 11:33 [1]
надо же как живот и ноги могут испортить все впечатление о людях......

08.03.2010 в 19:16 [2]
Ну... вот так biggrin


16.03.2010 в 09:32 [3]
А каменную бабу у Казнахты спёрли,вот...

16.03.2010 в 10:37 [5]
Вот дела... может археологи...?
Этой зимой нет средней, самой маленькой Каменной бабы и в Ине... sad



16.03.2010 в 10:08 [4]
Интересно! biggrin

16.03.2010 в 10:37 [6]
smile


08.06.2011 в 16:02 [7]
интересный и завлекательный отчет! Сидела на работе и не могла оторваться от чтения (пркидываясь что работаю)))) Этим летом сами едем с друзьями на мульты в первый раз!!!

08.06.2011 в 20:44 [8]
Пусть вам повезёт !!! Оформляйте пропуск "хорошенько", если планируете ночевать в заповеднике.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Актуально
А вы знаете?
Фишка сайта | Правила | Реклама | Написать администратору Красота Алтая
Copyright «Алтай Фото» © 2008-2017.
Все права принадлежат авторам материалов.
Используются технологии uWeb.
«Воспринимать красоту этого мира - это великая благодать»
Онлайн всего: 4
Зрителей: 3
Пользователей: 1
karrvalo
[сегодня]
Поздравляем!
Сегодня день рожденья у ЛЁЛИК(35), itumkale(59), AleksSch(56), RovertKate(34), elarioFat(32), RebeccaEi(40), StellaCoxGo(39), LaurenSl(42), WilliamKn(41), Waltermt(37), [Полный список].
QR Code