Главная | Вход Приветствуем Вас Зритель! | Регистрация | Лента RSS Алтай Фото   Bookmark and Share
Алтай - фото мир

Алтай

– Всё вокруг первобытно, грандиозно и величаво: могучим кольцом раскинулись и ушли в беспредельную даль горы. Мягкие линии сдвинулись одна за другую, смешались в лабиринте очертаний и замкнулись в неуловимой дали воздушной лазури.
Чорос-Гуркин
Фотоальбом | Алтай | Библиотека | Дневник клуба | Новости | Викторина | Форум
Оглавление
ФОТО ОЧЕРКИ — подборки и ленты фотографий, объединённые одной темой (событие, место и т.п.).

ТУРИСТСКИЕ ОТЧЁТЫ — рассказы о путешествиях, технические отчёты, дневники участников походов и т.п.

ФОТОГРАФИЯ — искусство фотосъёмки, обработка фотографий, дельные советы мастеров своего дела.

ЛИТЕРАТУРА — рассказы, очерки, эссе; писатели и поэты Алтая.

ИСТОРИЯ АЛТАЯ — исторические кадры Алтая, события истории Алтая, страницы прошлого.

ИСКУССТВО — живопись, графика, прикладное искусство; сюжеты Алтая, художники Алтая.

СПРАВОЧНИК — информация справочного характера полезная как туристам, так и фотографам.


Библиотека » Справочник

«Экология и культурные ландшафты современного Алтая»

Автор: e-altai


Тадина Надежда Алексеевна - кандидат исторических наук, доцент

 

ЭКОЛОГИЯ И КУЛЬТУРНЫЕ ЛАНДШАФТЫ СОВРЕМЕННОГО АЛТАЯ
(власть, родовое движение и этнические традиции)

 

 
В Республике Алтай активно родовое движение алтайцев, о чем можно судить по ежегодным Курултаям алтайского народа, работе совета зайсанов – Тёс Тёргё, создании национально-культурных объединений алтайцев – Эне-тил (родной язык), Духовного центра «Ак Jан־» (бурханизм), Фонда возрождения алтайского народа и сохранения природы Горного Алтая «Эл Алтай». Родовое движение сложилось в 1990-х гг. благодаря сохранившейся системе сёоков-родов, на которой базируется этническое сознание алтайцев. Почти в каждом многочисленном сёоке созданы родовые организации: сёок тёлёс – «Тёлёстёр», сёока мундус – «Мундустар», «Оток сёока майман», «Тодош». В их программах на первое место выступили внутриэтнические проблемы, как-то соблюдение родовых обычаев, экзогамии брака, а с возрождением зайсаната как института родовых глав стала происходить политизация родового движения и выход на более широкий межэтнический уровень.

К таким проблемам относится экология региона, связанная с определением статуса культовых мест алтайцев, особенно родовых гор. Под определением «родовая гора» следует понимать не только высокую гору, но и близлежащие гряды гор, переходящие в ее вершину, истоки рек и целебные источники «аржан», дикие животные, обитающие в высокогорной тайге. У каждого сёока есть родовая гора, называемая «бажырган тайгазы», которой его представители поклоняются как своему покровителю. Сведения о таких горах, называемых «ыйык», сохраняются в родовом сознании представителей сёока, проживающих порою вдали от своих родовых мест. Так родовая гора сёока тодош – Бабырган находится в низовье р. Катуни в Майминском районе, а родовые места сёока тёлёс в районе Телецкого озера.

Актуальна проблема освоения родовых мест алтайцев в условиях рыночной экономики. В последние годы намечено проведение коммерческой линии газопровода в Китай через Республику Алтай вдоль Чуйского тракта, пересекающего долины рек Песчаная, Урсул, Катунь, Чуя, являющихся родовыми территориями сёоков кыпчак, майман, иркит. Беспокоит еще и тот факт, что «газовая ветка» пройдет через священные места алтайцев: это источники, особенно целебные, участки рек и озер у дороги – такие места являются культовыми, и они как бы отмечены повязанными белыми лентами [1]. Другая проблема связана с огораживанием площадей в тайге для разведения маралов, рога которых дают валютный доход, а также для создания Природных парков и Караван-парков для туристов, что приводит к перекрытию миграционных путей диких животных и к сокращению территории их обитания [2]. Законодательно защитить эти земли и живность на ней заинтересованные в этом жители не могут, так как юридически не определен статус родовых и культовых мест алтайцев.

Против потребительского отношения к природным ресурсам региона выступает большинство населения республики. Об этом свидетельствует последствия авиакатастрофы вертолета Ми-171 компании «Газпромавиа» с влиятельными чиновниками на борту, произошедшей 9 января 2009 года в Кош-Агачском районе. В этом вертолете, совершавшем рейс по маршруту г. Бийск – с. Чемал – Кош-Агачский район, находились три члена экипажа и восемь пассажиров. Спустя два дня вертолет был обнаружен в районе горы Черная – погибли семь человек, в том числе полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин и глава республиканского комитета по охране природы Виктор Каймин; четверо остались в живых, среди них заместитель главы Республики Алтай Анатолий Банных. Причиной трагедии стала незаконная охота с вертолета на «краснокнижных» архаров, которых было уничтожено по одним данным 28, по другим и того больше [3].

Правду о происшествии в республике узнавали из центральных телеканалов, сайтов Интернет, местных еженедельниках «Постскриптум» и «Листок». У населения республики давно назрело возмущение «барскими охотами» как местных, так и столичных чиновников.

В конце января 2009 г. в «Листке» вышла статья под названием «Духи гор наплевали на статус охотников», выразившая мнение многих жителей, разделяющих взгляд алтайцев на природу как «имеющую хозяина, способного наказать за нанесенный вред» [4]. В одном из интервью глава региональной общественной организации «За республику», экс-председатель правительства республики Владимир Петров сказал: «Многие у нас на Алтае убеждены, что алтайский бог Алтай-Кудай покарал их (пассажиров вертолета) и привел к авиакатастрофе» [5]. Свой протест против vip-охоты «в ущерб природе, нравственным устоям и душевному спокойствию народов Алтая» был заявлен жителями республики на митинге 22 февраля 2009 г. на центральной площади г. Горно-Алтайска [6].

Об актуальности проблемы природопользования в Республике Алтай говорят следующие события. В середине февраля 2009 г. в Горно-Алтайске состоялось заседание Госсобрания-Эл Курултай РА по обсуждению проекта республиканского закона «О противодействии коррупции», в ходе которого депутаты подняли вопрос о незаконной охоте и ее последствиях [7]. Затем в конце марта 2009 г. прошел городской Курултай алтайцев, в повестке которого был поднят вопрос о скорейшем определении статуса родовых мест алтайцев. Одним из путей его было предложено составление «этнокарты, на которой будут обозначены священные места алтайцев» [8]. На городском Курултае была выдвинута и одобрена голосованием резолюция о принятии обращения на имя Президента России по поводу осуждения браконьерства и коррупции в связи с трагедией 9 января 2009 г. Это обращение было поддержано общественными и национально-культурными объединениями, зайсанами и депутатами Госсобрания-Эл Курултай республики [9].

В деле сохранения природы Горного Алтая активную поддержку оказывают Всемирный Фонд дикой природы (WWF), Greenpeace, UNESCO, ООН. В их сайтах в Интернете была размещена информация о причинах авиакатастрофы, фотографии с места происшествия у горы Черная, на которых на фоне разбившегося вертолета отчетливо видно, что на первом плане лежит архар. Ими была объявлена борьба за сохранение горных баранов архаров, которых в нашей стране осталось около 200 [10]. Неслучайно в начале февраля 2009 г. Духовный лидер алтайцев и руководитель движения за возрождение традиционного мировоззрения жителей Алтая Акай Кыныев направил открытое письмо в UNESCO, Росприроднадзор и WWF, в котором предложил ввести в Республике Алтай мораторий на любую охоту на 5–10 лет. Он отметил, что в республике находятся пять природных объектов, внесены в список мирового наследия UNESCO – гора Белуха, Телецкое озеро, плато «Укок», Алтайский и Катунский заповедники, а введенные меры должны прекратить ситуацию с неконтролируемым браконьерством [11].

В этом поступке можно видеть одно из проявлений родового движения алтайцев, приведшего к повышению уровня значимости традиционных знаний в деле сохранения природы Горного Алтая и его биоразнообразия. Так алтайцы Чуйской долины Кош-Агачского района почитают горные вершины Кокоринского и Сайлюгемского хребтов. Эти вершины, покрытые вечными снегами, священны и на них не следует подниматься, а охота на диких животных высокогорных мест, таких как козерогов, архаров, ирбисов, имеет свои табу. С другой стороны такие ограничения объясняются тем, что в этих местах, где разбился вертолет, находится зимнее стойбище архаров. На сайте экологов сказано, что «крупнейшая в России популяционная группировка горного барана архар (аргали) обитает на хребте Сайлюгем, одно из ключевых мест обитания в пределах этого хребта расположено на горе Черная и в ее ближайших окрестностях в долине Чаган-Бургазы» [12].

В последние годы этнологические знания становятся актуальными и востребованными. Изучение традиций природопользования алтайцев, проживающих в горном регионе и являющихся скотоводами и охотниками тайги, позволяет утверждать, что обычай почитания природы соблюдается и в наши дни. Дело в том, что кодекс правил и запретов по отношению к природе тесно связан с родовой структурой алтайцев, являющейся основой этнического сознания. У каждого сеока есть природные атрибуты – родовая гора, родовое животное или птица, родовая территория и необходимые предписания по отношению к ним. Родовые места в этническом сознании алтайцев не утратили своего ритуального и символического значения, выступая в повседневной и обрядовой жизни посредником между человеком и почитаемой природой. Таким образом, священной является вся Природа в образе Алтая, осмысливаемого не только как территория, но и как божество, окружающее человека. Эта древняя традиция почитания природы приобретает актуальность в наши дни, когда техногенное и антропогенное вмешательство в природу необходимо регламентировать.
 
Примечания
  1. Ябыштаев, Т.С. О роли газопровода «Алтай» в сохранении алтайских священных мест / Т.С. Ябыштаев // Сохранение и изучение культурного наследия Алтая: материалы региональной научно-практической конференции. – Барнаул: Изд-во АГУ, 2007. – Вып. XVI. – С. 34–38.
  2. Кыдыева, В.Я. Земельные реформы начала 1990-х годов и их влияние на характер землепользования у скотоводов Горного Алтая (на примере Онгудайского и Кош-Агачского районов) / В.Я. Кыдыева // Традиционные системы жизнеобеспечения и региональная национальная политика. – Новосибирск: Изд-во ИАЭ СО РАН, 2000. – С. 108–115.
  3. Браконьеры убили около 30 архаров // Росбалт
  4. Духи гор наплевали на статус охотников // Листок. 21 января 2009 г. – № 04.
  5. СКП не решается возбуждать дело по браконьерству VIP-чиновников на Алтае // Новости NEWSru.com
  6. В Горно-Алтайске разрешили проведение митинга в защиту краснокнижных животных // Информационный сервер «Банкфакс»
  7. В парламенте Республики Алтай отказались обсуждать крушение вертолета Ми-171 // Новая Газета
  8. Спецзадание главы РА // Листок. 1 апреля 2009 г. – № 14.
  9. Обращение общественных организаций Республики Алтай Президенту РФ // Компромат.RU
  10. Экологи требуют возбудить дело по факту охоты на архаров на Алтае // Право.RU
  11. Духовный лидер алтайцев предлагает ввести мораторий на охоту // ECOportal
  12. Обращение в Росприроднадзор по факту незаконной охоты в Республике Алтай // Сибирский экологический центр
Автор фото: pavlo-sav

 


 
5.0
Похожие записи:
Дата:

Автор:


Данные:
22.11.2010

e-altai
Публикации автора

Рейтинг: 5.0/2
Просмотров: 2625
Раздел: Справочник


Комментарии: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Актуально
А вы знаете?
Фишка сайта | Правила | Реклама | Написать администратору Красота Алтая
Copyright «Алтай Фото» © 2008-2017.
Все права принадлежат авторам материалов.
Используются технологии uWeb.
«Воспринимать красоту этого мира - это великая благодать»
Онлайн всего: 3
Зрителей: 3
Пользователей: 0

[сегодня]
Поздравляем!
Сегодня день рожденья у Lygona(52).
QR Code