Главная | Вход Приветствуем Вас Зритель! | Регистрация | Лента RSS Алтай Фото   Bookmark and Share
Алтай - фото мир

Алтай

– Всё вокруг первобытно, грандиозно и величаво: могучим кольцом раскинулись и ушли в беспредельную даль горы. Мягкие линии сдвинулись одна за другую, смешались в лабиринте очертаний и замкнулись в неуловимой дали воздушной лазури.
Чорос-Гуркин
Фотоальбом | Алтай | Библиотека | Дневник клуба | Новости | Викторина | Форум
Оглавление
Достопримечательности
Древние памятники
Пещеры
Бомы (скалы)
Разное


«Алтай» – оригинальный справочник, ориентированный на людей, путешествующих по Алтаю. Каждый пользователь сайта может добавить новый материал, сделать для него описание, иллюстрировать как своими, так и фотографиями других пользователей сайта. Каждый из пользователей может оставить автору материала свои комментарии, на основе которых автор материала может внести коррективы и исправить неточности. Модуль находится на стадии разработки и первичного наполнения. Множество новых функций ждёт нас в ближайшем будущем. Если у вас есть мысли по этому поводу – просьба оставлять в форуме, обсуждать уже высказанные предложения и пожелания.

Если у вас есть предложения – просьба оставлять в форуме - Алтай.
Главная » Алтай » Достопримечательности » Древние памятники

Древний ритуальный центр в долине реки Юстыд

Древние святилища Алтая – своеобразные типы культовых памятников кочевых племён, которые эпизодически изучаются с XVIII века [Марсадолов, 1996а]. Несмотря на то, что в настоящее время в этом регионе изучено много культовых археологических объектов, осознание их сакрального назначения современными исследователями пока только начинается.

Комплекс памятников на реке Юстыд очень обширен как по своим размерам, так и по числу находящихся здесь объектов большого размера. Его протяженность составляет несколько километров. С восточной и западной сторон крайние объекты примыкают к другим выкладкам и керексурам, переходя в малые ритуальные центры, связанные между собой и образующие «цепочки», растянутые на десятки километров, составляя своеобразную древнюю «геодезическую сетку».

Одни из первых археологических работ на реке Юстыд и в урочище Туру-Алты были проведены В.Д.Кубаревым в конце 1960-х–1970-е годы. Были изучены и позднее опубликованы каменные курганы, большие керексуры, "оленные" камни и петроглифы [Кубарев, 1979 и др.]. В 1990-е годы В.Д.Кубарев продолжил работы в этом районе совместно с Э.Якобсон, Я.А.Шером и А.П.Франкфором [Якобсон, 1993; Jacobson, Kubarev, 1994; Кубарев, 1997 и др.]. В 1976 г. автор принимал участие в работах на р. Юстыд в составе отряда В.Д.Кубарева и обратил внимание на сложные связи между объектами.

Во время новых исследований СААЭ ГЭ в 1995 и 2000-х годах были поставлены вопросы о взаимосвязи «оленного» камня, керексуров и окружающего ландшафта, выявлены основные направления при ориентировке керексуров и т. д. [Марсадолов, 1996б; 2007]. Протяженность изученного участка с различными объектами по линии С–Ю составляет около 1 км, а по линии 3–В – 2 км (рис. ). На план было нанесено 30 керексуров диаметром от 5 до 60 м (рис. ). При детальном измерении расстояний между центрами керексур выявлены закономерности в их разметке и расположении на местности.

На Юстыде находятся керексуры разных типов, различающиеся по своей форме – круглые, круглые с «кольцом», круглые с четырьмя «лучами», круглые с подквадратной внешней оградой, такие же, но с четырьмя «лучами» и др. (рис. ). Большинство керексур расположены рядами, ориентированными по линии СВ – ЮЗ (рис. 26). Все керексуры имеют центральную округлую каменную насыпь, но внешняя ограда у них может быть округлой или подквадратной.
По своим размерам керексуры распадаются на три группы:
1) большие (диаметр внешней ограды от 40 до 60 м и внутренней насыпью от 15 до 21 м);
2) средние (с внешним «кольцом» от 20 до 35 м и внутренним – 8–12 м);
3) малые (от 5 до 10 м).

Каждая группа отличается от предыдущей уменьшением размеров почти в два раза. Около половины керексур имеют вокруг внешнего «кольца» от 5 до 40 округлых выкладок, диаметром по 2–3 и более метров. У всех керексуров были измерены внешнее и внутреннее «кольцо», высота центральной насыпи, число отходящих «лучей», количество рядом находящихся округлых выкладок, а также расстояния между объектами (рис. ).
На Юстыде зафиксирован редкий случай «стратиграфического» перекрывания разных по форме керексуров – круглого и квадратного (рис. ). Вероятно, больший по размерам керексур № 16 с округлым внешним «кольцом» был воздвигнут позднее малого керексура № 17 с подквадратной оградой. Но не исключено, что не сам керексур № 16, а выкладки с западной стороны от него были сооружены позднее внешней ограды керексура № 17.

При выборе места для керексура учитывались следующие моменты:
1) ориентировка на наиболее почитаемую горную вершину – один конец линии; перевал или западину – другой конец линии;
2) ориентировка по основным астрономическим направлениям (стороны горизонта, точки равноденствия, солнцестояния, высокая и низкая луна);
3) «гармоничное сочетание» с более ранними объектами;
4) «обыгрывание» оппозиций: круглый (небо) – квадратный (земля); гора (высокая – твердая) – вода (низкая – мягкая); большой – малый; далекий – близкий и т. п.

От ритуального центра комплекса – «оленного» камня – несколько линий расположения керексур под острым углом сходились в одну важную точку или, наоборот, расходились по разным направлениям в виде «веера» и были ориентированы, с одной стороны, на вершину горы, а с другой – на перевал-западину, при этом одна из точек была далекой, а противоположная ей – близкой. Таким же способом были ориентированы и «лучи» внутри каждого отдельно взятого керексура (вершина – западина, далекая – близкая и т. д.).

При разметке объектов учитывались принципы равнобедренного и равностороннего треугольников, параллелограмма и других геометрических фигур (рис. ). Модуль, равный 2,2 м = 1 косой сажени (ша) являлся основой при разметке на Юстыде. Выявлены нижеследующие числовые закономерности при разметке объектов: 350–335–260–220–210–205–200–195–190–185–160–150–140–125–100–60 косых саженей. Наиболее часто использовались размеры кратные 100 или 200 саженям (рис.).

Размеры одной или двух сторон треугольника служили основой для дальнейшей разметки. В каждом из трех углов находятся разные объекты –  «оленный» камень + круглый + квадратный (большой или малый) керексуры и т. п. (табл. ). Отмечены два случая разметки в виде равносторонних треугольников, со стороной в 200 косых саженей, или около 440 м. При этом у одного из треугольников вершина расположена на севере, а у другого – на юге. Угловые объекты у этих треугольников разные по своей конструкции, форме и размерам: керексуры с круглыми «кольцами» – большой (№ 22) + средний (№ 4) + керексур с подквадратной оградой (№ 10).

«Оленные» камни. Одним из центров юстыдского комплекса является каменное изваяние – «оленный» камень (далее О. К.), изготовленный из большой светло-серой гранитной плиты, размерами: высота более 3 м, ширина 1 м, толщина до 0,2 м (рис. );[ Кубарев, 1979. С. 13–21; 100]. В 1990-е годы около одной из выкладок В. Д. Кубаревым была найдена обломанная верхняя часть этого камня (рис.).

Саяно-Алтайской экспедицией сделана новая прорисовка О. К. и изображенных на нем предметов вооружения (рис. ). На передней узкой восточной грани камня выбит слегка изогнутый кинжал с округлым окончанием рукояти, прямым перекрестьем и расширяющимся в средней части клинком (рис. ). На северной широкой грани изображен лук, находящийся в расширяющемся к низу колчане. На южной грани показан боевой топор с широкой передней частью и длинной рукояткой. Предметы вооружения тщательно зашлифованы и изображены в близкую к натуральной величину (рис.).

В. Д. Кубаревым у подножия этого изваяния ранее были найдены каменные песты, обломок кристалла горного хрусталя, необработанные камни «фаллического» облика и др. (рис. ). Здесь же была обнаружена галька с прочерченным изображением прямоугольника, с двумя перпендикулярными линиями в центре, напоминающими лицо человека [Кубарев, 1979. С. 20–23], близкая к схемам из Торгажака [Савинов, 1996] и ритуального комплекса на р. Чуе (рис.).

Отмечена следующая интересная закономерность при установке камня. Узкая передняя восточная грань О. К. и ряд вертикально установленных плит (частично обломков «оленных»  камней) в северном направлении ориентированы на западину – перевал близлежащей горы. Западная задняя часть О. К. и ряд вертикально установленных камней направлены на вершину относительно далекой южной горы.

Были зарисованы и измерены выкладки разнообразных форм, находящиеся с западной стороны от О. К. и вертикально установленных плит (рис. ). Преобладали выкладки округлых и овальных форм, образованные 7–14 камнями.

Около центрального О. К. в траве были обнаружены четыре обломка темно-серого сланца, которые удалось собрать в новый «оленный» камень (рис. 46). На его узкой высокой передней грани в верхней части на месте лица выбиты три косые черты. В средней части изображен кинжал с прямым перекрестьем и округлым навершием, а ниже – П-образный предмет, впервые встреченный на Алтае. На одной из широких граней вверху изображено кольцо-серьга, а в середине другой грани – чекан (рис. ).

В центре насыпи одного из керексур был обнаружен массивный  «оленный»  камень из обкатанного речного валуна серого цвета (рис. ). В отличие от других О. К., три косые черты на нем выбиты не на узкой, а на широкой стороне. На двух боковых сторонах показаны большие кольца-серьги (рис. ). Ниже них находится ожерелье из округлых лунок, разделенное в центре короткой вертикальной прямой линией, возможно изображающей подвеску.
Число значимых направлений восходов и заходов Солнца и Луны в «классическом» варианте доходит до 14 линий (рис. ). Древние наблюдатели постоянно хотели согласовать основные астрономические направления с окружающим ландшафтом, с близкими и с далекими горами на горизонте. Вероятно, им не всегда удавалось добиться хорошего совпадения важных астрономических точек с ярко выраженными вершинами и западинами на горах. Очень трудно найти место в горных районах, отвечающее строгим астрономическим требованиям с точностью до 1 градуса. Вот здесь-то и нужны люди, обладающими познаниями в астрономии, древнем фэн-шуе, метрологии и в других отраслях знания. Погода при проведении астрономических наблюдений или во время наиболее важных ежегодных праздников и ритуалов тоже не всегда бывает солнечной и безоблачной. По утрам, во время восхода солнца, в высокогорных районах часто бывает густой туман и в это время горы на горизонте плохо различимы. Особенно положение жрецов и наблюдателей усугублялось в ненастную и дождливую погоду  в заранее намеченные дни праздников, когда горы на горизонте не видны. Одним из выходов в такой ситуации было сооружение хорошо различимого на местности  искусственного объекта – стелы, «оленного» камня или керексура. Через два объекта уже можно провести прямую линию, независимую от погодных условий, обозначенную камнями на века и ориентированную на значимую точку на горах.

Потому особенно важное значение придавалось поиску места для центра главного объекта или алтарной площадки. Когда долгие дневные и ночные наблюдения-поиски были успешно завершены и такая точка была найдена, то она часто обозначалась вкопанной каменной или деревянной стелой-изваянием. Позднее к нему пристраивались все новые и новые объекты.

Каждый керексур был по-своему значим, не только своей внешней формой, но и связями с другими керексурами, с окружающим ландшафтом. По своему внешнему виду сбоку керексур – это гора в миниатюре, а в плане сверху – круг с «лучами» = символ солнца. Возможно, с помощью керексур надежно фиксировали место восхода и захода солнца в дни солнцестояний и равноденствий, а также наиболее значимые положения для высокой и низкой луны (рис. ), которые иногда довольно слабо выражены в окружающем горном рельефе. С помощью керексуров также «дублировали» наиболее почитаемые в данном районе горные вершины и перевалы.

Можно выделить не менее 5 основных вариантов прохождения линий через керексур:
•    линия проходит через вершину-центр объекта;
•    линия проходит по западине между двумя керексурами;
•    линия касается края центральной насыпи или «кольца» керексура;
•    линия проходит через 1–2 «луча» керексура;
•    линия проходит через выкладки, окружающие керексур
(через центральную или крайние выкладки и др.)

На Юстыде наиболее значимыми астрономическими направлениями, вероятно, были точки восходов и заходов солнца в дни равноденствий и солнцестояний (рис.). От центрального «оленного» камня прослеживается наибольшее число основных направлений не только для солнца, но и для луны, особенно в ее низком положении над горизонтом.

Выбор места для точек восхода и захода солнца в дни равноденствий на Юстыде (рис.) очень напоминает по контуру гор местонахождения для кургана Аржан-1 и керексура Улуг-Хорум в Туве [Марсадолов, 2001б].
При разметке объектов учитывались данные не только астрономии, но и метрологии. Например, расстояние от центрального «оленного» камня, по линии восхода солнца в дни равноденствия, до большого керексура № 9 равно 200 саженям, так же как и по линии восхода низкой южной луны, проходящей через небольшой объект № 14 (рис. ). На таком же расстоянии в 200 саженей находятся большие керексуры № 16 и № 2, по линии захода солнца в день летнего солнцестояния, проходящей через центральный «оленный» камень (рис.).

Разметка объектов на р. Юстыд (также как и в других ритуальных центрах) производилась не за один год, постоянно дополнялась всё новыми объектами для более глубокого осознания связей между вышеотмеченными бинарными оппозициями окружающей природной среды. В наиболее важных точках и на пересечениях разметочных линий регулярно сооружались новые объекты, что также способствовало обучению молодежи практическим навыкам. Памятники на р. Юстыд конструктивно очень близки к таким же объектам из южной области Тувы и северо-западных районов Монголии, особенно к сооружениям около кургана Улуг-Хорум в Туве [Грач, 1980; Марсадолов, 1993, 2001а].

Исследование памятников Юго-Восточного Алтая (современный Кош-Агачский район) позволяет сделать вывод, что, возможно, в IX - VII вв. до н.э. южные районы Алтая, Тувы и северо-западной Монголии составляли единый культурно-политический регион. Юго-восточная и южная группы алтайских памятников были объединены в новую "чуйскую” археологическую культуру {Марсадолов, 2001б, с. 26], которая включает в себя курганы, "оленные” камни, керексуры, наскальные изображения, выкладки и другие типы объектов. За пределами чуйских памятников керексуры почти не встречаются; находки "оленных” камней малочисленны и выполнены они в весьма схематичной манере, скорее это подражания - стелы. "Чуйская” культура была одной из самых обширных и сильных на Алтае, так как она входила составной частью в огромную межкультурную общность, объединяющую восточные и южные районы Алтая с южной частью Восточного Казахстана, Тувой, Забайкальем и Северо-Западной Монголией. Ранее эта общность памятников автором была условно названа "улуг-хорумцами” [Марсадолов, 1996а, с. 64-65], которую другие исследователи называют "культурой оленных камней” и т.п.

В первой половине VI в. до н.э. в этом регионе произошли сильные изменения, повлёкшие за собой передел территорий. Южные районы Алтая стали единым целым с центральными и северо-восточными районами Алтая - памятниками туэктинско-башадарско-пазырыкского типа. С VI в. до н.э. в Саяно-Алтае и Монголии исчезает традиция сооружения "оленных" камней и керексуров. "Оленные” камни вторично использовались для перекрытия каменных ящиков или разбивались, изменился погребальный обряд и многое другое [Марсадолов, 1985; 2000а; Савинов, 1994 и др.]. Все эти факты свидетельствуют о частичной смене в VI веке до н.э. населения и идеологических представлений. Не исключено, что пришедшие в VI в. до н.э. на Алтай пазырыкцы отвоевали и присоединили к Алтаю его восточные районы. Только дальнейшие углублённые комплексные историко-археолого-антрополого-топографо-хронологические исследования помогут разрешить эту проблему.



Список литературы

Грач А.Д. Древние кочевники в центре Азии. М.,  1980. 256 с.
Кубарев В.Д. Древние изваяния Алтая (Оленные камни). Новосибирск, Наука, 1979. 120 с.
Кубарев В.Д. Древние кочевники Восточного Алтая. Автореф. дис. ... канд. ист. наук  Новосибирск,  1997,  29 с.
Марсадолов Л.С. Хронология курганов Алтая (VIII-IV вв. до н.э.). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Л., 1985, 16 с.
Марсадолов Л.С. Исследования Саяно-Алтайской археологической экспедиции в 1992 году // Отчётная археологическая сессия Государственного Эрмитажа. Тез. докл. Май 1993 года. СПб., Эрмитаж,  1993, с. 3-5.
Марсадолов Л.С. История и итоги изучения археологических памятников Алтая VIII-IV веков до н.э. (от истоков до начала 80-х годов ХХ века). СПб., Вичи, 1996а. 100 c.
Марсадолов Л.С. Исследования Саяно-Алтайской экспедиции в Горном Алтае // Отчётная археологическая сессия Государственного Эрмитажа. Май 1996 года. Тез. докл. СПб.,  Эрмитаж, 1996б, с. 5-7.
Марсадолов Л.С. Археологические памятники IX-III вв. до н.э. горных районов Алтая как культурно-исторический источник (феномен пазырыкской культуры). Автореф. дис...  доктора культурологии. СПб, 2000а.  56 с.
Марсадолов Л.С. Ритуальный центр в долине р. Чуи на Алтае // Святилища: археология ритуала и вопросы семантики: Материалы тематической научной конференции. СПб., Изд-во СПб.ГУ, 2000б, с. 206-210.
Марсадолов Л.С. Новые исследования на Улуг-Хоруме в Туве (предварительное сообщение) // Евразия сквозь века. Сборник научных трудов, посвященный  60-летию со дня рождения Дмитрия Глебовича Савинова. СПб., Изд-во СПб.ГУ,  2001, с. 155-158.
Марсадолов Л.С. Комплекс памятников в Семисарте на Алтае. Материалы Саяно-Алтайской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа. Выпуск 4. СПб. Изд-во "Копи Р”, 2001а. 65 с., 118 рис. 
Марсадолов Л.С. Отчёт об исследовании древних святилищ Алтая в 2003-2005 годах. Материалы Саяно-Алтайской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа. Выпуск. 5. СПб. Изд-во Государственного Эрмитажа, 2007. – 278 с.
Савинов Д.Г. К археологии Восточного Алтая // Археология и краеведение Алтая (тез. докл. к конф.). Барнаул. 1972, с. 43-46.
Савинов Д.Г. Оленные камни в культуре кочевников Евразии. СПб., Изд-во СПб.ГУ, 1994.  209 с.
Савинов Д.Г. Древние поселения Хакасии: Торгажак. СПб., Изд-во "Петербургское Востоковедение”, 1996. 112 с. 
Якобсон Э. Исследования в Чуйской степи // Охрана и изучение культурного наследия Алтая. Тез. науч.-практ. конф. Ч. I. Барнаул. 1993, с. 26-29.
Jacobson E., Kubarev B. Turu-Alty (Analysis of Siberian  "Sanctuary”) // Altaica, 1994, № 4. Новосибирск. 1994, с. 18-29.




Подписи к рисункам

Рис. 1. Юго-Восточный Алтай. Долина реки Юстыд. Разные виды больших объектов (керексур) около  оленного камня (ОК). Цифрами  обозначены  номера объектов-керексур.

Рис. 2. Юстыд: 1-3 - предполагаемые линии размётки (указано расстояние между объектами в косых саженях  = 2,2 м, а также номера объектов, между которыми проводилась разметка)


Л.С.Марсадолов
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж



Фото-обложки
Анна Графова

Прочитано: 5409 | Автор: marsadolov | Рейтинг: 4.2/6
Теги: Юстыд
Всего комментариев: 1

Гость: блум
08.01.2012 в 12:25 [1]
юстыд - это прекрасная долина оссобенно красиво смотрятся реки

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Похожие материалы
Фишка сайта | Правила | Реклама | Написать администратору Красота Алтая
Copyright «Алтай Фото» © 2008-2017.
Все права принадлежат авторам материалов.
Используются технологии uWeb.
«Воспринимать красоту этого мира - это великая благодать»
Онлайн всего: 1
Зрителей: 1
Пользователей: 0

[сегодня]
Поздравляем!
Сегодня день рожденья у Lygona(52).
QR Code