Главная | Вход Приветствуем Вас Зритель! | Регистрация | Лента RSS Алтай Фото   Bookmark and Share
Алтай - фото мир

Алтай

– Всё вокруг первобытно, грандиозно и величаво: могучим кольцом раскинулись и ушли в беспредельную даль горы. Мягкие линии сдвинулись одна за другую, смешались в лабиринте очертаний и замкнулись в неуловимой дали воздушной лазури.
Чорос-Гуркин
Фотоальбом | Алтай | Библиотека | Дневник клуба | Новости | Викторина | Форум
Оглавление
Инфраструктура
Населённые пункты
Базы отдыха
Храмы
Мосты
Музеи
Дороги


«Алтай» – оригинальный справочник, ориентированный на людей, путешествующих по Алтаю. Каждый пользователь сайта может добавить новый материал, сделать для него описание, иллюстрировать как своими, так и фотографиями других пользователей сайта. Каждый из пользователей может оставить автору материала свои комментарии, на основе которых автор материала может внести коррективы и исправить неточности. Модуль находится на стадии разработки и первичного наполнения. Множество новых функций ждёт нас в ближайшем будущем. Если у вас есть мысли по этому поводу – просьба оставлять в форуме, обсуждать уже высказанные предложения и пожелания.

Если у вас есть предложения – просьба оставлять в форуме - Алтай.
Главная » Алтай » Инфраструктура » Дороги

Перевал Чике-Таман

Перевал «Чике-Таман» расположен на 320 километре (от Бийска) знаменитого Чуйского тракта. В переводе с алтайского название перевала означает «плоская подошва». Высота перевала Чике-Таман составляет 1460 метров (он занимает второе место после Семинского, среди автомобильных перевалов Алтая), однако из-за своей крутизны он кажется намного выше. Подъем и спуск представляют из себя горный серпантин, вырубленный в склонах. С одной стороны  — вверх уходят высокие скалы, а взглянешь в другую — глубочайшие обрывы и великолепные горные панорамы.



По обеим сторонам перевала растет редкий лиственничный лес и различные кустарники. Тенистые склоны поросли мхом и баданом. На самом перевале встречается маральник, алтайская жимолость, ива, таволга. Здесь же произрастает эдельвейс, цветы которого напоминают белые пушистые звездочки. Правда, здесь они не особенно крупные. На вершине перевала есть смотровая площадка. С 1996 году перевал объявлен памятником природы Республики Алтай.



В прежние времена дорога через перевал Чике-Таман проходила в другом месте. С новой дороги виден этот путь, поросший растительностью. Это была конно-тележная тропа, тогда перевал имел 34 крутых и опасных поворотов при подъёме. Так же были обнаружены еле видные следы древней дороги, строительство которой относят к XII векам. В 1903 году завершилось строительство конной  дороги по перевалу.  А в 1913-1914 годах начинает изыскательские работы экспедиция под руководством техника В.Я. Шишкова, более известного в роли русского писателя классика. Одно из произведений Шишкова - Путевые очерки «По Чуйскому тракту», содержит главу, посвященную и перевалу Чике-Тамен.  После больших ремонтных  работ, произведённых в 1924-1925 годах, стало возможным автомобильное движение.



В 1926 году были произведены дополнительные изыскательные работы, и решено было строить новую дорогу. В 1927 году была закончена прокладка новой трассы щебёночным покрытием. Работы по прокладке современной дороги поистине колоссальны. Пришлось переместить более 500 тыс. тонн грунта, взорвать около десятка скал, расширять и насыпать дорогу. Ныне существующая трасса была запущена в 1984 году, до этого перевал был сложным и опасным препятствием из-за своей узости и набора высоты.



У тех, кто проезжает по перевалу Чике-Таман впервые, от крутизны подъемов, резко петляющей дороги, крутых обрывов по сторонам и открывающихся горных панорам просто захватывает дух. Фотографии не передают даже сотой части ощущений от передвижения по серпантину. Сейчас на перевале проложен двухполосный асфальт, однако, на автомобиле можно проехать и по старой дороге, которая соединена с новой на вершине Чике-Тамана. Естественно, она не так удобна, но ещё более интересна. С перевала Чике-Таман открывается великолепный вид на громады горных хребтов, скалы и на старую дорогу, петляющую внизу.



«Чике-Таман—огромный горный кряж, преградивший путь в долину Улегома, куда выходит тракт. Вы подъезжаете вплотную к горе, выходите из повозки и пешком поднимаетесь по бесконечным извилинам тракта, подобно пьяному мужику, и измучившись, благополучно достигаете вершины перевала. А лошади тем временем надрываются над вашим экипажем. Вы поднялись на сто шестьдесят сажен и на столько же должны спуститься. А горизонтальное расстояние между крайними точками подъема и спуска всего одна верста.



Все эти отдельные зигзаги тракта очень коротки и узки, радиусы закруглений малы, уклоны велики. Телега в закруглениях иногда не может повернуться: колеса висят над ничем не огражденной пропастью. Еще один неловкий шаг лошади, и она вместе с возом сорвется вниз.
И вот тут-то начинается ад. В особенности весной, или во время дождей, когда дорога покрывается липкой грязью».





Прочитано: 24374 | Автор: e-altai | Рейтинг: 5.0/11
Теги: Перевал, Чике-Таман, Теректинский хребет
Всего комментариев: 10

19.05.2011 в 22:22 [1]
Спасибо за полезную информацию. +2


21.05.2011 в 01:06 [2]
Если быть точнее, Чике-таман означает не "плоская подошва", а "узкая пята" (от алт. "чичке таман")

Из учебников по истории ГА помню, что старую дорогу строили заключенные и военные.

+2

21.05.2011 в 12:29 [3]
Хорошее дополнение !!! +1


21.05.2011 в 16:15 [4]
У О.Т.Молчановой в "Топонимическом словаре Горного Алтая" читаем следующее - "Чике-Таман (Чикатаман) пер.; н. п. Абай, н. п. Купчеген. Алт. чике - прямой; алт. таман - подошва; ср. др.-тюрк. taban - ступня, подошва. Чике таман - букв. прямая подошва". А в "Ойротско-русском словаре" читаем вот что - "таман 1. подошва (обуви); стопа (ноги); 2. полозья (у саней)". +1


21.05.2011 в 18:15 [5]
Словарей не имеем, простите, сами переводим.
Не спорю, возможно в словаре есть слово Чике. Но употребляется в названии перевала только потому, что на слух было воспринято неверно. В названиях сел и прочего много таких ошибок - отсюда неверные переводы.
Чтобы перевести правильно, нужно знать историю этого места. У нас до сих пор старшие называют перевал "Чичке таман" и дедушка мне переводил как Узкая пята. Про пяту он даже историю рассказывал. Я ее не помню уже. как-нибудь поеду домой, узнаю wink



21.10.2012 в 17:39 [6]
Скажите пожалуйста, перевал проездной круглогодично или есть ограничения?

21.10.2012 в 20:56 [7]
Конечно, зимой и летом - днём и ночью можно проехать через современный Чике-Таман без проблем на любом транспорте.
Если говорить про остатки старой дороги, то зимой невозможно проехать, заметает снегом.
+2

09.11.2012 в 00:11 [8]
Спасибо за информацию. Очень хочу, и давно хочу побывать на Алтае. Для меня Алтай - «Terra Incognita», которая манит все больше. smile


Гость: Ольга Лаврова
09.11.2012 в 22:16 [9]
Алтай волшебный! Побывав там единожды, невозможно не вернуться снова! Неописуемый восторг независящий от погодных условий! +1


22.05.2014 в 04:24 [10]
Я плохо разбираюсь в фотографии и плохо знаю Алтай, но я очень хотела побывать на Алтае. Глядя на эти фото я ещё больше хочу туда и очень хочу увидеть всё своими глазами. Кто знает. может и сбудется когда-нибудь моя мечта... Удивительный,загадочный, манящий к себе край.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Похожие материалы
Фишка сайта | Правила | Реклама | Написать администратору Красота Алтая
Copyright «Алтай Фото» © 2008-2017.
Все права принадлежат авторам материалов.
Используются технологии uWeb.
«Воспринимать красоту этого мира - это великая благодать»
Онлайн всего: 2
Зрителей: 1
Пользователей: 1
denis3520
[сегодня]
Поздравляем!
Сегодня день рожденья у EleanorPl(29), JordanyeBem(31), AntyAcug(30), MichaelfuCk(32), siexdiivvv(34), Williamnix(30), StantonSop(29), Gomami(42), DouglasCrar(42), KendallLok(36), [Полный список].
QR Code